ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальная страница в фейсбуке Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный твиттер-аккаунт Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ЗНАНИЕ

ШАЛАГРАМ

 

 

Заключение

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ
С.М. Широкогорова

 

 

Примечания

 

  1. Кроме этого в тунгусских языках имеется еще ряд других терминов; в других языках термин шаман, саман неизвестен. Так как выяснение происхождения термина с а м а н тунгусских языков не входит в настоящую мою задачу, я ограничусь только замечанием, что этот термин, вероятно, не тунгусского происхождения.
  2. У некоторых народностей шаманский костюм в настоящее время утерян, главным образом, под влиянием преследования со стороны или государственных властей или представителей господствующих религий, как христианство, ламаизм, конфуцианство. Так, например, в настоящее время манджуры шаманский костюм теряют, а буряты его уже утеряли. Замечу, что отсутствие шаманского костюма, вследствие недавней утери, конечно не может служить основанием к отказу признать наличие шаманов.
  3. Ритуал, костюм и т.п. могут, конечно, тоже быстро изменяться, но изменения их происходят несколько медленнее, чем изменения систем духов.
  4. Если высшие религии в основе своей и отрицают существование таких духов, с какими приходится вести борьбу шаману, то они, все-таки, признают ряд высших существ или норм. Наука, признавая законы, например биологические, механические и др. и налагая свой предмет, как систему этих законов, в сознании научно мыслящих людей замещает духов шаманиста созданными ею законами, являющимися таким же созданием классификации последовательно познаваемых явлений, как и духи шаманиста. Как духи анимиста, так и законы науки есть лишь способы объяснения явлений, познаваемых человеком, и разница между ними сводится к количественной разнице зафиксированных сознанием звеньев познавательного процесса. Таким образом, анимизм, высшая религия и наука являются лишь стадиями развития мышления, рассматривающего мир не как восприятие познания человека, но как объективно существующие и независимые от человека категории.
  5. Народности, говорящие на тунгусских языках, делятся на две группы: северную - ывынки и южную - манджуры и примыкающие к ним племена. Ывынки есть самоназвание народностей, входящих в северную группу.
  6. Это может указывать на значительную его древность.
  7. Передача этих терминов фонетически не точна. К сожалению, технические условия не позволяют дать точную транскрипцию нерусских слов.
  8. У манджуров дух Буга входит в эту же группу, но ему приписывают меньшие силу и значение, чем Буга других тунгусов.
  9. Если это погребение тунгусское, то могила делается часто подвесная, на столбах в незаколоченном гробу. Манджуры же обычно засыпают землею гроб только небольшим холмиком.
  10. Многочисленные рассказы о столкновениях с бон тунгусов или ибага манджуров вполне подтверждают это предположение.
  11. У манджуров, например, все казненные путем отрубания головы.
  12. Произведение это носит название "Нишан саман" - Нишан (имя) Шаман. Оно было впервые найдено А.П.Гребенщиковым в Северной Манджурии, но к сожалению не было во время переведено и издано. В 1916г. мне удалось там же найти и перевести второй вариант, который при любезном сотрудничестве проф. П.И.Шмидта теперь готовится к печати.
  13. Со6ака делается у тех тунгусов, которые не знают оленеводства, что можетъ отчасти указывать на то, что собака в качестве способа передвижения была известна тунгусам раньше оленя. У манджуров делается собака.
  14. Манджуры сохранили родовое устройство вполне.
  15. Подробно этот вопрос мною разработан в работе по шаманству и верованиям манджуров, которая подготовляется теперь к печати.
  16. От монгольского слова бурхан, борхан.
  17. Морфология этого слова неизвестна, но распространение его ограничено тунгусскими народностями, исключая собственно манджуров, но включая гольдов. У некоторых тунгусов употребляются также термины с а в а к и, с а в а к и ч а н.
  18. У тунгусов буркаи иногда называется также саваки, савакичан, но эти термины видимо, чисто тунгусские, теперь выходят из употребления, и некоторые тунгусы всех духов вообще и вместилища их называют этими терминами.
  19. Под родом условимся понимать группу людей, в сознании своем связанных единством кровного происхождения (по мужской линии), внутри которой брак запрещен (закон экзогамии).
  20. У тунгусов дорога называется окто, что обозначает и тропу, и дорогу в узком смысле слова; у манджуров слово джогун вполне передает понятие окто.
  21. Для иллюстрации я привожу описание только некоторых бурканов.
  22. Полный трактат по этому вопросу имеется в китайской книге, известной некоторым манджурам и тунгусам. Китайское название ее ввиду типографских условий я, к сожалению, дать не могу.
  23. Процесс принятия духов будет объяснен далее.
  24. Правда, в отношении этнографических явлений дело обстоит благоприятнее, так как отдельная этнографическая особенность может быть точнее исследована в отношении своего генезиса и развития, особенно сравнительно лингвистическим и сравнительно этнографическим методами, чем отдельные соматические особенности народностей, законы изменения которых еще не известны. Хотя сравнительные методы оставляют большое поле для произвола авторов, но пользование ими при известной осторожности может дать результаты, которыми при проверке их другими методами можно пользоваться для дальнейших обобщений, если, конечно, таковые уже не даны, как определяющий момент хода самого наблюдения и исследования.
  25. Хинганские (по хребту Большой Хинган), кумарские (так называемые, манегры) и бирарские(по названию их управления, так называемые, бирары).
  26. Озеро Ханка находится большей своею частью в пределах Южно-Уссурийского края, т.е. приблизительно в 600 - 700 верстах от бирарских.
  27. Сывэн ветра, грома, бури и т.д. отнюдь не есть дух этих явлений природы.
  28. Пришедший от дауров и сохранивший даже название даурского рода, откуда он вышел.
  29. В разговорном языке.
  30. В литературном языке, каждый дух отдельно.
  31. В литературном языке, все духи вместе.
  32. Владея другими тунгусскими языками лишь в исключительных случаях, манджурские шаманы при вмещении тунгусских вочко произносят только припевы и отдельные слова.
  33. Происходит от эндури.
  34. Манджуры делятся на староманджуров, монгол-манджуров и новоманджуров, при чем в последнюю группу они сами включают уссурийских, амурских и сунгарийских гольдов.
  35. Впрочем, наличие таких родовых вочко, которые оказываются по особенностям своим подобными шаманским, может быть объяснено также и тем, что у родов, имеющих таких духов, эти духи произошли от некогда живших, выдающихся шаманов.
  36. Перевод с манджурского.
  37. Под китайцами здесь я разумею китайцев по происхождению, живущих издавна среди манджуров и входящих в восьмизнаменную военную организацию манджуров. Они говорят на китайском языке, но в культурном отношении близко подходят к манджурам.
  38. Что касается китайских указаний, относящихся к манджурам времени Цзинской Династии (тунгусской) в Китае, то на основании этих данных нельзя установить, идет ли речь о родовых жрецах или собственно шаманах.
  39. Шаманский костюм гольдов ближе стоит к манджурскому, что вполне понятно, так как сами манджуры гольдов считают новоманджурами.
  40. Раньше рога делались из настоящих рогов изюбра, одну такую шапку мне удалось видеть.
  41. Уничтожение костюмов некоторыми миссионерами, кроме материального ущерба, собственнику ничего не причиняет.
  42. В манджурской кннге "Вэчэрэ кооли битхэ", французский перевод который имеется, и где изложены правила жертвоприношений, можно найти не мало приемов, и правил, которые до сих пор строго соблюдаются манджурами, хотя та книга у северных манджуров большой известностью не пользуется и ее в качестве руководства, ныне живущие манджуры не употребляют. Замечу здесь, что наличие письменности и картин, а также вместилищ еще больше способствует сохранению ритуала.
  43. К детальному описанию и толкованию ритуала я надеюсь вернуться более подробно в моих последующих работах о шаманстве тунгусов вообще и в особенности манджуров.
  44. Мне лично приходилось проводить такие опыты.
  45. Некоторые лица, наблюдавшие шаманов, предполагали, по своей простоте, со стороны шаманов самую обыкновенную фальсификацию и мошенничество. Конечно, по детальному изучению вопроса, места для таких предпосылок, кстати сказать, значительно облегчающих задачу исследователя, быть не может.
  46. У тунгусов - бродячих охотников численно род обнимает приблизительно около 100 человек, хотя возможно, конечно, увеличение рода и до нескольких сотен, у манджуров род доходит до нескольких тысяч; в случае сильного расширения рода происходит деление его, - у тунгусов-охотников просто образуется новый род, обычно с новым названием, а у манджуров род отделяет новую социальную единицу, которая является по всем своим признакам родом; та же организация, которая выделила из себя эти новые рода, уже теряет признаки рода и ее можно скорее рассматривать как племя, объединяющее ряд родов, имеющих общего предка.
  47. Подробное описание этих особенностей рода будет сделано в особой работе, касающейся организации общества у тунгусов.
  48. Весьма сильно распространено представление о том, что неугодные некоторым духам действия иногда лишают охотника возможности убить животное. Хотя ружье и хорошо, но охотник не может не промахнуться, и он всегда, действительно, промахивается, даже и тогда, когда у него нет иных ресурсов для существования.
  49. Массовые нарушения психической и нервной устойчивости наблюдаются в цивилизованном обществе, конечно, точно также, особенно в периоды нарушения обычного этнографического уклада жизни. Проявления их носят различные наименования, но борьбы, как у тунгусов, ввиду отсутствия упрощенного родового устройства, с ними не ведется, вследствие чего приостановка нормальных общественных функций оказывается значительно более продолжительной.
  50. Массовые психические и нервные заболевания существуют в большей или меньшей степени у всех племен и народов во все времена без различий степеней культуры и цивилизаций. Это отклонение от обычной нормы психической устойчивости, быть может, как естественное следствие развитие психики народов, существует как общее явление, характерное для всего человечества. Поэтому причиною массовых заболеваний (отклонений) вера в духов, как таковая, быть не может. В средние века в Европе на почве религиозного экстаза было немало аналогичных явлений, но никто их тогда нигде не почитал за массовую ненормальность. Появление массовых психических заболеваний теперь на почве искусства, общественных отношений и т.п. понятно будет лишь впоследствии, как нам понятны теперь массовые заболевания средневековья. Но в обоих случаях за скобку выносится массовое психическое заболевание. Таким образом, частные возбудители его в том и другом случае для отыскания основной причины заболевания значения, кажется, не имеют.
  51. Нервное состояние, мнительность влекут за собой иногда все внешние проявления действительного заболевания; по мнению многих врачей, из числа их пациентов добрая половина вполне здорова, но нуждается все-таки в каком то лечении, так как считает себя больным; отказывать таким больным в лечении невозможно, так как это неминуемо должно вызывать обострение мнимой болезни. Некоторые мнимобольные иногда желают быть больными и лечатся всю жизнь, считая себя, действительно, больными. По словам врачей, люди к ним обращаются в самом начале действительных болезней гораздо реже, чем с мнимыми или совершенно запущенными болезнями. Любопытно, что, например, нервные люди, изучающие медицину, по мере изучения различных болезней успевают переболеть чуть ли не всеми изученными ими болезнями.
  52. Действия шамана в этом случае заменяют успокаивающие и усыпляющие средства европейской медицины.
  53. Создание предохранительных клапанов от массовых психических заболеваний и отклонений от устоявшегося психического равновесия, является естественной функцией всякого общественного организма. Поэтому сама борьба с появлением таких клапанов является проявлением болезненного состояния всего организма, утерявшего инстинкт самосохранения и может быть только вредной и усиливающей это болезненное состояние.
  54. Мне неоднократно приходилось слышать от русских скептиков, о тех чудесах, которые свершают шаманы. Любопытный случай был мне рассказан о силе одной большой шаманки. Двое русских рыбопромышленников обвинили шаманку в том, что она их обманывает. Для испытания её они бросили в реку золотую монету и просили шаманку достать её. Шаманка после продолжительного и трудного камлания велела рыбопромышленнику показать зажатую в кулак руку его, и в ней оказался золотой. После этого маловерные спорщики стали сильно её бояться.
  55. Ывынки северной Манджурии узнают воюющих шаманов по их стремлению прикрывать локтем входное отверстие для духов в костюме, расположенное сбоку, немного выше талии.

Заключение

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ

 

 

© С.М. Широкогоров. 1919.
© Международный институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, OCR, перевод со старорусского, дизайн. 2005.