ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальная страница в фейсбуке Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный твиттер-аккаунт Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный аккаунт Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

ШАЛАГРАМ

 

 

Шаман и род

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ
С.М. Широкогорова

Примечания

 

Заключение

Чтобы закончить настоящий "Опыт", я дам главнейшие положения, которые вытекают из изложения.

  1. Анимистическая теория, которая лежит в основе признания специально шаманских духов, является вместе с тем той средой, в которой только и может существовать шаманство. На анимистические теории нельзя смотреть как на изжившие себя у народов европейской культуры, где эти теории в зависимости от приобретенных новых данных опыта претерпевают изменения, но в существе своем они не отличаются от анимизма примитивных народов. Анимистическое мышление, таким образом, по настоящий день является господствующим среди народов всего мира, включая сюда самые высшие слои цивилизованных народов европейской культуры. На тунгусской же почве анимизм является первичным условием для появления и развития шаманства.
  2. Основным признаком шаманства является признание за некоторыми людьми способности вмещать в себя духов по своему желанию и усмотрению и познавать явления особым, таинственным путем при посредстве знаний и особых способностей вмещенных духов. Этот признак шаманства не свойственен только одному шаманству, но также и другим способам общения с духами, признающих вмещение духов и возможность познания через них особым, таинственным путем. Признаком, отличающим его от указанных других способов общения, являются установленные ритуал, костюм и особое социальное положение шаманов. Некоторые из указанных признаков усваиваются и другими системами, комплекс же их, т. е. признание вмещающихся, но подчиняющихся духов, установление ритуала, костюма и усвоение особого социального положения шаманами и составляет шаманство.
  3. Во время камлания шаман стремится привести себя в состояние экстаза, чтобы роль своего сознания по возможности свести на нет. В это время его мышление, освободившись от привьчной последовательности логических моментов, подчиняется особой последовательности, которая открывает ему возможность познания вне рамок, привычных для данной этнографической среды. Вместе с тем, шаманом приобретается ряд новых возможностей сознательного и бессознательного воздействия на людей, пути которых еще не
    изучены, но многие явления не могут быть уложены в рамки обычного гипноза. Чем выше степень способности шамана подавлять свое сознание, тем "сильнее" бывает шаман и тем шире и глубже может быть его влияние на людей. Итак, во время камланя сознание
    шамана подавлено, но повышены его влияние на других людей и способность познания путями, выходящими за пределы способов мышления, привычных для данной этнографической среды.
  4. Шаманам известны приемы, укладывающиеся в шаманский ритуал, которыми они доводять себя до экстаза и произвольно поддерживают это состояние. Шаман, обладая особой повышенной нервной чувствительностью и способностью владеть своим телом в более высокой степени по сравнению со средними людьми, для выполнения своих функций должен быть физически, нервно и психически здоровым человеком, так как физическая немощь не позволит ему владеть собою по своему желанию, а нервное и психическое заболевания в решительный момент могут воспрепятствовать поддерживать состояние экстаза, и все камлание превратится в обыкновенный нервный припадок. Итак, шаманам известно искусство приведения себя в экстаз, поддержанию которого болезненное состояние шамана препятствует.
  5. Нервные и психические заболевания в роде, которые наблюдаются среди тунгусских народностей в весьма широком масштабе, в зависимости от момента подвержены усилению и расширению внутри рода. При особо интенсивном развитии заболеваний нормальная жизнь рода прекращается, что пагубно отзывается на его существовании, - пониженные питание и рождаемость, усиленная смертность и др. явления являются следствием этого. Локализация заболеваний внутри данной народности достигается путем усвоения убеждения, что распространение этих заболеваний ограничивается преимущественно родом. В роде же заболевания прекращаются одновременно с вмещением духов в одного человека и подчинением ему их. Таким образом, шаман является, так сказать, предохранительным клапаном от психическчих заболеваний. Шаманство у тунгусов каррелятивно связано с психическими заболеваниями. Быть может, основной причиной своего существования оно имеет стремление народности освободить себя от распространения вредных с биологической точки зрения психических и нервных заболеваний, т.е. шаманство в качестве предохранителя является способом самозащиты и проявлением биологических функций рода.
  6. Шаман, в качестве охранителя рода, несет на себе чисто родовые функции, что создает условия для развития личного влияния шамана. Обладая знанием приемов гипноза и других, быть может еще более сильных, способ воздействия, шаман приобретает личное влияние на людей. Влияние шамана бывает особенно интенсивно в присутствии большого количества людей, каковое явление подчиняется общим законам психологии толпы со всеми его последствиями для возбудителя толпы, т. е. самого шамана. Таким образом, шаман вследствие указанных условий, обладает исключительно высоким личным влиянием на людей.
  7. Под влиянием нервного ослабления или заболевания шаман сам может сделаться орудим своих духов. Тогда его воздействием на них ослабевает, и он теряет свое значение в качестве врачевателя и охранителя рода, так как духи, не подчиняясь шаману, начинают приносить беспокойство или даже вред людям. В этом случае шаман либо отказывается фактически от своих обязанностей и в постоянно тяжелом психическом состоянии упорно ведет борьбу с угнетающими его духами, либо он совершенно погибает, но и в том и в другом случае передает свои функции другим шаманам; вместе с тем, будучи по отношению остальных людей рода на особом положении и вызывая к себе осторожное и даже иногда враждебное отношение, шаман в личной жизни испытываете чрезвычайные осложнения, которые делают ее родом подвижничества.
  8. Шаманство у тунгусов, имея сферою воздействия своего преимущественно психические и нервные заболевания во всех их проявлениях, не является религией в обычном смысле этого слова. Оно мирится с любой религиозной системой, его возможно примирить с любой системой знаний и с любым анимистическим мировоззрением. Шaманство лежит в совершенно иной плоскости и для возможности существования его необходимо только признание возможности со стороны шамана воздействия на людей особыми, для людей таинственными и непонятными путями. Целью такого воздействия является регулирование психической сферы людей, имеющей громаднейшее биологическое значение. В цивилизованном обществе функции шамана покрываются только частично и разными способами, регулирующего же аппарата, заменяющего шамана, и специальных людей для этого не имеется. Учение о духах и отношеньях их к людям и т. д. является лишь формою, в которую укладываются в сознании шаманиста явления психической и психопатологической жизни народов, а шаманы и шаманство являются органами и системой, регулирующими эти явления и играющими в области психической жизни народов преимущественно санитарно-предохранительную роль.

Шаман и род

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ШАМАНСТВА У ТУНГУСОВ

Примечания

 

© С.М. Широкогоров. 1919.
© Международный институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, OCR, перевод со старорусского, дизайн. 2005.