ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 
 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНДЕЙЦАМ ХОПИ

 

В феврале 2000 года меня пригласили почитать лекции в "Маниту Институте" (Manitou Institute), который расположен высоко в горах Колорадо в небольшом поселке Кренстоун. Это не совсем простой поселок, так как в нем находятся горные резиденции богатейших людей Америки. По-видимому, желая хоть как-то гармонизировать место своего обитания и "подчистить" собственную карму, они спонсируют множество храмов, холистических центров, ашрамов, монастырей и т.д., буквально заполняющих все вокруг. Я даже не попытался их сосчитать, но, по-моему, собственно жилых домов там намного меньше. Тут-то и понимаешь, какое это тяжкое бремя богатство. Одно радует, в отличие от наших "новых русских", американские нувориши хоть понимают, что кроме денег надо заботиться и о душе. (...)

Показав мне эти удивительные места, мои американские друзья предложили съездить в соседний штат Аризону и побывать в резервациях индейцев, непосредственно познакомиться с их культурой. Ну а когда я узнал, что мы можем заехать к индейцам Хопи, о которых я читал еще раньше у Карла Юнга, я буквально загорелся этой идеей.

Мы отправились на большом джипе вместе с Луисом, работавшим тогда референтом у Ханны Стронг, пригласившей меня в США. Джип тоже был её старой машиной, подаренной институту.

Первый же день путешествия сразу показал, что в священные места просто так не пускают. Переезжая через перевал "Волчий лог" мы попали в очень сильный снегопад. Только читая мантры, мы смогли пробиться в Аризону. Но буквально через 20-30 минут после того, как проехали перевал, мы попали в совсем другую погоду. На небе ни облачка, ярко светит солнце, тепло и ничто не напоминает о снеге и снежных заносах.

П е р е в а л  " В о л ч и й  л о г "

Перевал "Волчий лог"

Утром следующего дня мы уже были в резервации Навахо. Нас встретил старый друг Луиса профессор Питер Голд. Он живет на территории резервации в традиционном индейском доме, называемом Хоган. Больше всего Хоган напоминает деревянную юрту. Он является миниатюрной моделью вселенной, очаг в центре соответствует Мировому дереву.

Р е з е р в а ц и я  Н а в а х о

Резервация Навахо

Питер исследует связь между культурой индейцев и Тибетской цивилизацией. Он нашел очень много параллелей между ними. Об этом его последняя книга. Одна из наиболее ярких взаимосвязей это песчаные мандалы. Так же как Индусы и Тибетцы, индейцы делают их из цветного песка. И даже многие элементы орнамента похожи. Так у Навахо часто присутсвует архетип змеи, в Индии это образ Кундалини, в Тибете змееподобного духа Нага. Так же очень распространены изображения спиралей и свастик.

И з о б р а ж е н и я  с п и р а л е й  и  с в а с т и к

Изображение спиралей и свастик

Питер вызвался быть нашим гидом и показать наиболее интересные сакральные места. Прямо рядом с его домом находится удивительно красивый каньон, каньон де Челли (Canyon de Chelly). В нем находится естественный храм Хопи - огромная скала, посвященная Женщине-пауку и развалины их древнего города. Дорога шла прямо по краю каньона, мы ехали рядом с отвесной пропастью глубиной около 600 метров.

В месте, где находится скала, каньон расширяется и прямо в центре стоит огромная сдвоенная скала - естественный монумент Женщине-пауку. Я подумал, что в Индии такая скала тоже почиталась бы как святыня, но её бы воспринимали как лингам Шивы. Питер прочитал молитву на языке Навахо и мы почувствовали как усилились удивительные вибрации этого места. Слева, в отдалении от Женщины-паука ещё одна высокая скала, похожая на воина в шлеме или космонавта - это дух, охраняющий священное место.

С д в о е н н а я  с к а л а  -  е с т е с т в е н н ы й             м о н у м е н т  Ж е н щ и н е - п а у к у

Сдвоенная скала - естественный монумент Женщине-пауку

По дороге обратно мы увидели холмик из камней. Питер сказал, что это место подношений местным духам, охраняющим путников. Он оторвал веточку можжевельника и с короткой молитвой на языке Навахо положил её на холмик и прижал камнем. Мы сделали то же самое. Как только мы тронулись навстречу, из-за пригорка на огромной скорости выскочили две машины. Причем одна шла по нашей полосе. На узкой дороге места больше не было, с одного края была скала, с другого обрыв. Мы и встречные машины из всех сил ударили по тормозам. Автомобиль бывший на нашей полосе успел свернуть, проскочив буквально в сантиметре от нашего капота. Что было бы, не сделай мы подношение духам?

Затем мы подъехали к той части каньона, где расположены развалины древнего города Хопи. Эти постройки до сих пор считаются непревзойденным примером экологической архитектуры. Они так идеально вписаны в естественный рельеф каньона, что летом в этих многоэтажных домах прохладно, а зимой тепло без всякого отопления. К сожалению сейчас Хопи изгнаны из этих мест и живут в маленькой резервации в самом неприветливом районе Аризоны, где страшная жара и нет хорошей питьевой воды. Туда мы и направились, попрощавшись с Питером.

Р а з в а л и н ы  д р е в н е г о  г о р о д а  Х о п и

Развалины древнего города Хопи

По дороге Луис рассказал мне много интересного про Хопи и про их духовного лидера Мартина. Эти древнейшие коренные жители Америки находятся под постоянным и очень жестким прессингом колониальной администрации. Причина очень проста. Они сопротивляются агрессивной глобализации, навязываемой правительством США, хотят сохранить собственную культуру, язык и обычаи. Ну а главное они искренне верят, что их обряды помогают сохранить нашу планету, не дать ей погибнуть и ради этого они готовы на все.

Как это, к сожалению, часто бывает, община Хопи расколота надвое. Часть общины приняла правила игры, навязываемой администрацией резервации. Они полностью американизировались и сохранили только видимость собственной культуры на уровне фольклорных ансамблей и изготовления сувениров для туристов. Они живут в неплохих домах, получают относительно большие пособия от правительства США. Но в обмен на это отказались от собственной культуры и истории и беспрекословно выполняют все команда полиции и спецслужб. Луис их называет CIA хопи, что можно перевести как ЦРУшные хопи.

Хопи, сохранившие свою традицию, находятся в гораздо худших условиях. Они живут натуральным хозяйством, испытывая большие материальные трудности. Только пожертвования от американцев, относящихся с уважением к коренным жителям Америки, позволяют им хоть как-то сводить концы с концами. К тому же они находятся под постоянным прессингом полиции и спецслужб, а так же их верных холуёв ЦРУшных хопи. При этом Хопи не являются какими-то сепаратистами-партизанами, вроде чеченских боевиков. Это очень мирные люди, начисто лишенные агрессии. Они хотят лишь, чтобы их оставили в покое и не навязывали насильственной американизации, позволили сохранить религиозную и культурную автономию. Именно поэтому они отказываются принимать американское гражданство, дистанцируясь от массовой культуры США.

Это сильнейшее давление они ощущают все годы после присоединения Аризоны к США в 19 веке. Раньше это была территория Мексики. Лишь один пример. Отец Мартина, был брошен на 20 лет в одну из самых страшных тюрем Америки Алькатрас лишь за то, что отказывался отдавать своих детей в масонскую школу, где осуществлялась насильственная христианизация.

Каждый клан Хопи имеет каменные таблички, принесенные из предыдущей Земли, но основной текст с предсказаниями будущего и описанием прошлых периодов нашей планеты находится в клане Женщины-паука (Spider Woman), лидером которого является Мартин.

Дорога к селению Мартина шла по выжженной каменистой пустыне. Она была исчерчена неглубокими каньонами и покрыта причудливыми скальными выступами. Во всем этом была своя суровая красота, но для жизни эти места, конечно, подходили мало. Оказалось, что резервация Хопи находится внутри резервации Навахо. Т.е Хопи находятся под тройным контролем. На их территории действует полиция штата, полиция резервации Навахо и полиция их собственной резервации. Ну а о федеральной полиции и спецслужбах разговора нет. На нашем пути мы время от времени встречали то одну, то другую полицейскую машину с разной символикой.

Когда мы въехали в селение Мартина, там было безлюдно, все готовились к празднику. Домик Мартина мы нашли довольно быстро, он был недалеко от центра и состоял всего из одной комнаты. На стенах висели различные сакральные изображения. В глаза сразу бросилась мандала в форме паутины - архетип Женщины-паука. Рядом висел Тибетский знак Калачакры, подаренный Мартину одним из Лам, побывавших у него. Вдоль притолоки были развешаны разноцветные початки кукурузы. Это священное растение Хопи, один из символов Матери земли. Было так же много небольших фигурок, изображавших различных духов Хопи Качинас (Kachinas).

В  д о м е  М а р т и н а  -  д у х о в н о г о  л и д е р а       Х о п и

В доме Мартина - духовного лидера Хопи

Несмотря на свое очень высокое положение в общине, Мартин жил очень скромно, если не сказать бедно. Держался он очень доброжелательно и на равных, в нем абсолютно не чувствовалось снобизма, не было ничего напоминавшего "гуру". Это вызывало уважение, и напомнило мои встречи с Далай-ламой. Когда мы вошли в дом Мартина, на пороге столкнулись с очень хорошо одетым человеком средних лет. "Это кандидат в президенты США от национальных меньшинств", - сказал Луис.

Буквально с первых минут встречи возникло чувство глубокой близости и симпатии. Казалось, что я знаю Мартина уже много лет. В то же время ощущалось, какой огромный груз ответственности лежит на этом человеке, ясно видящем всю трагичность и хрупкость нашей цивилизации, предчувствующем надвигающуюся катастрофу. Во время нашего первого разговора Мартин поспрашивал о России, о Сибирских шаманах, немного рассказал о символики сегодняшнего праздника. Потом угостил нас традиционным блюдами Хопи, приготовленными из разных сортов кукурузы и пошел в храм Хопи Киву готовиться к началу ритуала.

Кива представляет собой одноэтажное помещение круглой формы, без окон и с плоской крышей. В центре крыши имеется люк, а под ним очаг. Этот очаг в центре зала символизирует мировое дерево. Сама Кива представляет модель муравейника, в котором Хопи пережидали катастрофы и переходили из старого в новый мир. Люк в потолке и есть та крышка муравейника, которая открывалась после сотворения очередного мира. Во время обряда Хопи сидят вдоль стен Кивы вокруг очага. Тут же проводятся танцевальные обряды. Одна из целей обрядов в Киве приглашение духов-хранителей Ноосферы (Качинос) в тела участников церемонии. Эта процедура может длиться несколько суток. Когда танцоры входят в трансовое состояние, они поднимаются по лестнице поставленной в очаг и выходят через потолочный люк. Затем начинается танец.

Естественно для хопи это танец духов, вселившихся в тела танцоров и через танцевальные движения очищающих и восстанавливающих гармонию Ноосферы. Его участники одеты очень необычные костюмы и маски, соответствующие каждому из приглашаемых духов. Внешне эти красивые облачения напоминают инопланетян или пришельцев из других измерений. Какое-то представление о них могут дать традиционные куклы Хопи, изображающие различных Качинос. Но реальные костюмы намного красивее. У Хопи насчитывается много сотен Качинос и все имеют совершенно разный облик. Представляете, какое разнообразие цветов и форм царит на их празднике.

К а ч и н о с

Качинос

К сожалению, танец нельзя фотографировать. Считается, что это может обидеть духов и даже отпугнуть их. Луис рассказал, что многократные попытки нарушить этот запрет и снять танец тайком всегда оканчивались неудачей - пленка оказывалась засвеченной. Те снимки танца Хопи, которые можно иногда увидеть, это не настоящие ритуалы, а выступления фольклорных ансамблей.

Когда мы пришли на центральную площадь, танцоры уже начали выходить из люка на крыше Кивы и цепочкой потянулись к месту церемонии (Кива находилась метрах в пятидесяти от площади). Их яркие многоцветные одежды и маски потрясали воображение. В воздухе раздавалось громкое гудение, немного напоминающее горловое пение Тибетцев. Втянувшись на площадь, Качинос начали сложный танец. Его фигуры образовывали спирали, фрактальные вихри, какие-то сложные фигуры напоминающие и мандалы и лабиринты. Всё это сопровождалось неземными вибрациями и звуками, насыщавшими все пространство, проникавшими в каждого из зрителей.

Когда танец окончился, Качинос начали раздавать зрителям сладости, заряженные сакральной энергией во время обряда. Затем они цепочкой втянулись в крышу Кивы. Мы с Луисом и другие зрители еще долго находились между небом и землёй. Перед отъездом мы снова зашли к Мартину, поблагодарили за удивительный праздник и договорились встретиться снова и записать его рассказ о пророчествах Хопи. Причем Мартин разрешил записать наш разговор на видеокамеру. Луис сказал, что раньше он никогда не позволял использовать видеоаппаратуру.

Наша следующая встреча с Мартином происходила в доме его сестры. Это уже был большой современный дом с множеством комнат. Однако дизайн стен был традиционным, с початками кукурузы по периметру потолка и множеством куколок-Качинос. Вначале Мартин передал приветствие людям России и прочитал молитву на языке Хопи. Затем он начал свой рассказ...

 

Рисунки Майя

Рисунки Майя

 


© Евгений Файдыш. 2005.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.