ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 
 

 

 
 

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ШИВЫ В ЧИДАМБАРАМЕ

 

Чидамбаран относится к небольшому числу храмов Индии, ритуалы в которых проводятся согласно древней Ведической доктрине. Основная же масса храмов Индии следует более поздней традиции Агамы. При этом основным божеством Чидамбарама является Шива Натараджа. Его танец имеет очень глубокую космогоническую основу, и в нем зашифрованы древние знания о природе реальности. При этом каждой фазе существования вселенной соответствуют определённые танцевальные фигуры и символы, воплощающие её архетип.

  • Для этапа творения Шива визуализируется держащим в поднятой правой руке ритуальный барабанчик Дамару. Это символизирует энергию творения, первозвук ОМ. Барабан Дамару представляет очень древнюю архетипическую форму, широко распространенную как в Индуизме, так и в Буддизме. Он состоит из двух барабанов имеющих форму полусферы и скрепленных в основании, мембранами наружу. Это символизирует разделение изначального состояния андрогина (Парамашива) на мужскую и женскую энергию, верх и низ, свет и тьму. Соответственно сфера олицетворяет андрогинную фазу - мужское и женское слито воедино и дремлют как зародыш будущей вселенной (ночь Брахмы). Соответственно на первой фазе творения происходит разделение на две полусферы и их "выворачивание" наружу.

 

  • Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

 

  • В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

 

  • Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

К о с м и ч е с к и й  т а н е ц  Ш и в ы

Космический танец Шивы

В каждом из танцев Шивы присутствует так же и символика пяти первоэлементов или стихий.

  • Так Дамару символизирует первоэлемент воздух.

 

  • Огонь символизируется пламенем в левой руке.

 

  • Воду олицетворяет богиня Ганга, прячущаяся в спутанных волосах Шивы и священная река Ганг, вытекающая из них.

 

  • Символом земли служит карлик, на котором танцует Шива.

 

  • Высший элемент Акаша (эфир, пустота), олицетворяется пространством между опущенной правой и приподнятой левой ногой в танце рассеяния иллюзии.

В танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной. Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

В Чидамбараме архетип Шивы представлен на трех уровнях проявленности в физической реальности. Самый сакральный образ, находится в центральном храме с золотой крышей. Это Акаша Линга - янтра, олицетворяющая Шиву за пределами формы. К ней имеют доступ только Дикшитары. По рассказу одного из браминов, она скрыта за шелковым покрывалом черным снаружи и красным внутри. За ними обычным зрением можно увидеть только три нити золотых листьев, висящих вниз. Они фиксирую местонахождение невидимой геометрической янтры, призываемой специальными мантрами. Некий Дикшитар рассказывал, что когда он в детстве попытался прикоснуться к этому месту, невидимая сила отбросила его на несколько метров и выбросила из храма.

Следующий уровень проявленности - это кристаллическая линга (Шива в бесформенной форме). В данном случае Шива уже имеет материальное воплощение, но в виде архетипической геометрической формы - йони линги сделанной из кристалла. Во время богослужения её выносят в храм с медной крышей, примыкающей к главному святилищу с золотой крышей. Туда есть шанс попасть, если конечно понравишься кому-то из верховных браминов Дикшитаров. Кристаллическая линга хранится в нескольких металлических футлярах, устроенных наподобие матрешки и так же имеющих форму йони линги. Их открывают только во время подношения линге (линга пуджи). Передать ощущения, связанные с этим удивительным местом очень трудно. Чувствуется, что трехмерный мир раскрывается как бутон, и ты оказываешься в невообразимо сложном и прекрасном многомерном пространстве.

И, наконец, скульптурное изображение танцующего Шивы Натараджа (Shiva Nataraja Murti) олицетворяет Шиву воплощенного в форму. Это та самая знаменитая скульптура, которую Роден назвал самым гениальным произведением искусства когда-либо созданного человечеством.

Ш и в а  Н а т а р а д ж а

Шива Натараджа

Еще одно свойство так же делает Чидамбарам уникальным храмовым комплексом Индии. В южной Индии существует всего пять Храмов символизирующих каждый из пяти первоэлементов. Чидамбарам связан с высшей, наиболее утонченной стихией Акашей, отсюда еще одно из его имен Акаша Кшетра (Akasha Kshetra). Остальные четыре первоэлемента связаны со следующими храмами:

  • Воздух - Калахасти (Kalahasti)

 

  • Огонь - Тируванамалай (Tiruvanamalai)

 

  • Вода - Тируванайкавал (Tiruvanaikaval)

 

  • Земля - Канчипурам (Kanchipuram), это так же один из величайших храмов Шивы.
 
 


© Евгений Файдыш. 2005.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.