ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 
 

 

 
 

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА, ОСНОВНЫЕ СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ

П л а н  Ч и д а м б а р а м а

план Чидамбарама

Согласно древним текстам (Skanda Purana и др.) храм Чидамбарам возник задолго до нашей эры. На его нынешнем месте находился лотосовый пруд, расположенный в дремучем мангровом лесу. На южном берегу этого пруда стояла нерукотворная Линга (Svayambhu Linga). Линга - это один из основных символов Шивы, причём больше всего ценятся естественные необработанные камни, имеющие форму лингама (фаллоса). Именно такая линга и находилась в этом месте (Svayambhu - означает нерукотворная).

В это дикое место пришли двое святых Вьяграпада (Vyagrapada), что означает имеющий ноги тигра и Патанджали (Patanjali). Согласно легенде у него были ноги в виде змей. Им было предсказано, что если они проведут перед этой Лингой на берегу пруда специальный обряд, сюда явится сам бог Шива, чтобы исполнить свой Космический танец - Ананда Тандава (Ananda Tandava). Этот тот самый танец, который разрушает и созидает вселенные, поддерживает гармоничное существование космоса.

П а т а н д ж а л и  с  н о г а м и  Н а г а

Патанджали с ногами Нага

Двое святых прошли длительный путь из разных концов Индии, чтобы встретиться в этом месте. Когда они провели обряд, предсказание сбылось, и перед ними появился Шива, исполнивший свой танец. Согласно легенде это произошло в четверг. Великий бог обещал им исполнять свой танец на этом месте во все времена. Согласно Индуизму, важнейшее значение этого танца связано с привнесением космического порядка в Ноосферу земли. Пока существует этот храм, и проводятся все обряды, человеческая цивилизация защищена от хаоса и вторжения демонических сил.

На месте, где танцевал Шива, был построен деревянный храм, позднее вокруг возник огромный храмовый комплекс. Этот первый деревянный храм цел и теперь, только он находится уже внутри святая святых комплекса - Золотого храма, покрытого золотой черепицей.

Обрядовая традиция Храма заключается в поддержании гармоничной связи между человечеством и божественной реальностью, их разными временными структурами. Отсюда два типа обрядов, одни направленные на человека, другие призванные служить Богам. Они функционируют в двух временных масштабах. Дело в том, что один день Богов - это год человеческого времени. Отсюда ритуалы, направленные на человека, распределяются по суточному циклу - разные обряды проводятся в различное время. А ритуалы, предназначенные для Богов, проводятся в разное время года. Поэтому некоторые храмы комплекса функционируют только один раз в году, во время соответствующего праздника, например, храм тысячи колон или тысячи лингамов.

В его теперешнем виде храмовый комплекс был построен во времена династии Чёла (Chola) с 11 по 13 век. Он имеет прямоугольную форму и занимает площадь около 13 гектаров. В его планировке отражены принципы космической гармонии. Так он состоит их 5-ти концентрических внутренних дворов - Пракаров (Prakaras), соответствующих пяти первоэлементам. Последний Пракара не виден снаружи, так как находится внутри Золотого храма. Входы в комплекс защищают 4 пирамиды, напоминающие мексиканские. Каждая из них имеет 7 этажей, соответствующих семи чакрам, а по середине проходит шахта - аналог центрального канала Сушумны. Желающие попасть в Чидамбаран должны проходить под одной из них. Над аркой южного входа расположен знак династии Чёла - две рыбы. Лотосовый пруд находится во втором Пракаре с северной стороны.

 

Наиболее значимые объекты храмового комплекса

Легенда о Космическом танце

Архетипическая символика Шивы в Чидамбараме

Наиболее значимые объекты храмового комплекса

Легенда о Космическом танце

Архетипическая символика Шивы в Чидамбараме

 


© Евгений Файдыш. 2005.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.