ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 

english version

Глава 3

МИСТИЧЕСКИЙ КОСМОС
Е.А.Файдыш

Глава 5

 

Глава 4

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАННИКА МЕЖДУ МИРАМИ (ШАМАНА И МАГА)

 

С глубокой древности были известны различные устройства и приспособления, помогавшие в тонкоматериальных путешествиях. По назначению их можно разбить на несколько основных классов. Во-первых, это приспособления для навигации, прежде всего различные карты, "стартовые площадки" (специально оборудованные места, из которых начинается путешествие), навигационные мандалы, специальные амулеты и многое другое.

 

4.1. Психоэнергетические устройства

Во-вторых, разнообразные приборы и приспособления для управления потоками жизненной энергии. Они необходимы как для подготовительного очищения места предполагаемого погружения, его защиты, так и для формирования гиперпространственного тоннеля, открытия мембраны. Кроме того, психоэнергетические устройства служат эффективными помощниками естественных энергетических образований человеческого тела, позволяя концентрировать, модулировать и направлять в нужное русло жизненную энергию во время путешествия в ИСС. Достаточно вспомнить какую роль играет жизненная энергия в тонкоматериальной реальности, чтобы понять как велико значение подобных приборов. К ним относятся:

  • Резонаторы, т.е. приборы, концентрирующие определенные разновидности энергии. Например, энергия каждого из пяти первоэлементов концентрируется в одном из пяти платоновых тел (11). Одним из наиболее широко распространенных резонаторов является ваджра, популярная в Индии, Тибете, Китае, Японии и многих других странах, о ней мы еще поговорим далее. К подобным устройствам относятся и различные короны, шапки, шлемы, известные еще со времен шаманизма;
  • Фокусирующие устройства. Они позволяют сформировать относительно узкий луч жизненной энергии и направить его в нужном направлении. К подобным устройствам относятся различные магические жезлы, посохи, ритуальные ножи, мечи и многое другое.
  • Аккумуляторы, которые предназначены для собирания, аккумуляции жизненной энергии. В качестве аккумуляторов с глубокой древности используются различные натуральные вещества, смеси органических и неорганических компонент, кристаллы. Существуют и более сложные устройства, использующие еще и эффект формы. Например, те же пирамидальные конструкции, ваджры, ступы и многое другое в соединении со специальными аккумулирующими составами.
  • Генераторы, устройства, генерирующие жизненную энергию. Одними из древнейших в этом ряду являются Китайские полынные сигареты и Тибетские мантровые колеса, в какой-то степени даже костер является таким простейшим генератором.
  • Модуляторы предназначены для модуляции жизненной энергии, т.е. для целенаправленного изменения ее свойств и характеристик. Одной из простейших форм модуляции является наговор, заговор, имитативная магия. В более сложных конструкциях используются магические знаки мандалы, мантры (как начитанные, так и написанные в виде текста). В конечном счете, именно модуляция сообщает жизненной энергии требуемые качества, поэтому практически все вышеперечисленные устройства имеют в своей конструкции тот или иной модулятор. Например, в мантровом колесе модулятором служит помещенный внутри рулон бумаги исписанной мантрами. А в современных конструкциях психотронных устройств именно отсутствие модуляции является наиболее распространенным недостатком, резко снижающим их эффективность.

Целый ряд приборов сочетает несколько из вышеперечисленных функций. Например, магические зеркала, на которых мы остановимся далее, благовонные свечи и курительницы (одновременно и генератор и модулятор жизненной энергии) и многое другое.

архитектурные сооружения

Отдельного рассмотрения заслуживают специальные архитектурные сооружения, играющие роль психоэнергетических приборов. Это и пирамидальные структуры типа Египетских пирамид с квадратом в основании или с пятиугольником как на Марсе. И древние мегалитические сооружения (каменные круги, дольмены, лабиринты, рисованные камни). И мантровые камни, мантровые флаги, мантровые колеса, вращаемые ветром и водой, широко распространенные в различных районах Гималаев. Сюда же относятся ступы, пагоды, различные часовни и храмы. Все эти сооружения работают с энергиями земли и космоса, формируя из них оптимальную для человека психоэнергетическую среду, создавая благоприятные условия для выхода в ИСС, настраивая это место на контакт с определенными планами тонкоматериальной реальности. О некоторых из этих сооружений мы поговорим подробнее несколько позже.

новейшие разработки

Ну и конечно нельзя не сказать о новейших разработках в области психоэнергетических устройств. Подобные разработки или связаны с реализацией старых идей на новой технологической базе (например, мантровые колеса, вращаемые электромотором, древние мандалы на экране компьютера или в форме голограммы и т.д.). Или же построены на качественно новых физических принципах или с применением качественно иных технологических подходов (например, в современных спин-торсионных генераторах используется принцип, аналогичный Тибетскому мантровому колесу, но вращается невидимый электромагнитный вихрь, а в лазерных генераторах негаэнтропии (жизненной энергии), излучение формируется за счет изменения энтропии кристаллической решетки). Все эти направления очень перспективны и интересны, однако их использование требует серьезной предварительной апробации. В отличие от традиционных устройств, проверенных столетиями, а иногда и тысячелетиями тут возможно неожиданное побочное действие или какие то иные непредсказуемые последствия. Особенно осторожным следует быть с устройствами, построенными на новых физических принципах.

Однако и неграмотное использование традиционных конструкций так же может представлять серьезную опасность. Например, та же Египетская пирамида концентрирует энергию во внутренней области. В то же время окружающее пространство энергией обедняется, а над пирамидой возникает зона резко негативных энергий. На сколько велик этот эффект легко увидеть посмотрев на город пирамид в Гизе, ранее цветущий оазис превратился в безжизненную пустыню. Тем не менее, сейчас продаются пластмассовые пирамидки, заполненные песком, которые рекомендуется ставить под кровать или стул для улучшения самочувствия!

 

4.2. Устройства, ориентированные на взаимодействие с сущностями.

К третьему классу относятся устройства ориентированные на взаимодействие с духами и другими тонкоматериальными сущностями. Так как основным средством общения с тонкоматериальным миром служат потоки жизненной энергии, для этих целей может использоваться большинство психоэнергетических приборов, перечисленных ранее. Очень распространенным в древности устройством являлся жертвенник, через который передавалась "оплата" для Богов и духов. Естественно оплата в форме жизненной энергии, приносимых в жертву существ. В самых ранних традициях были распространены человеческие жертвоприношения, затем их сменили жертвенные животные, а по мере углубления религиозного сознания в жертву стали приносить только растительные продукты, мед, молоко - то, что не связано с насилием и убийством. Ну а на наиболее продвинутом уровне жертвой служит информация (жертва знанием) (Сименцов). Однако во всех этих случаях сохраняется та или иная форма жертвенника, как способа передачи жизненной энергии нужному адресату.

Обычно жертвенник имеет форму трехмерной мандалы, мини храма, ориентированных по странам света. Но им может служить и какой-нибудь элемент окружающего ландшафта, подходящий камень, ветка дерева. Так, сибирские шаманы, желая сделать подношение духам нижнего мира, вешают жертву на северную ветку специально выбранного дерева, а верхнего - на восточную.

Другим важным средством общения с тонкоматериальным миром является местопребывания духа. Очень хорошо функции этого устройства выразил один эвенкийский шаман. Он сказал что идолы, изображения и другие священные предметы есть "сиденье духа, которое человек должен приготовить не только духу, но и своему гостю", если хочет, чтобы гость был в состоянии вести разговор с хозяином, сидел именно у него (41). Таким "сидением" может быть фигурка духа, вырезанная из дерева или другого материала, его рисованное изображение, особое дерево, дупло, пещера, нора. Для более длительного пребывания изготовляется домик для духа, им могут служить как все ранее перечисленные предметы, так и бубен, подвески к нему или одежде (резонаторы), посох, меч и т.д. В ряде традиций, например на Таиланде, изготовляют специальные домики для духов, похожие на маленькие храмы, в которые делают подношения (см. рис.15). В более развитых традициях вместилищем Духа или Божества служат соответствующие янтры или мандалы (как иконографические, так и геометрические), резонаторы формы, скульптурные изображения.

Рис.15. Домик для духов

Прямо противоположные функции у ловушек для зловредных духов, они призваны заманить и изолировать или выбросить из нашего мира опасных сущностей. Такие устройства также могут иметь форму маленьких сооружений или мандал. В них так же может быть положена приманка, рассчитанная на вкусы соответствующей сущности. Для охраны места погружения могут быть использованы специальные приспособления для отпугивания нежелательных духов или специальные духи защитники. В буддистских храмах такие духи (вернее вместилища для них) изображаются в виде двух львов или собак, сидящих с обеих сторон у входа. Причем один из них находится на вдохе, другой на выдохе (т.к. во время вдоха боевые качества резко ослабевают). Естественно одного изображения мало, все эти конструкции начинают работать только после специальных обрядов освящения и инициации.

 

4.3. Приспособления для формирования и поддержания ИСС.

Четвертая группа приспособлений и методик предназначена для формирования и поддержания ИСС. Их задача состоит в переключении нашего внимания в внешней реальности "плотных", материальных объектов на тонкоматериальные планы, соответственно в блокировке пяти органов чувств и изменении режима работы нашего мозга. Более того, по-видимому, меняется сам характер взаимодействия нашей нервной системы и мозга с "тонким" телом, состоящим из полевых структур (чакр и акупунктурных каналов). Понятно, что для управления таким сложным процессом требуются достаточно эффективные методики и приспособления, причем чем менее подготовлен практик, тем больше в них нужда. Действительно, глубоко продвинутый мистик осуществляет выход в глубокие ИСС спонтанно, практически без каких бы то ни было внешних приспособлений. Новичок же нуждается во внешней помощи, тем большей, чем хуже он владеет своим организмом и психикой.

галлюциногены

Одними из самых древних "приспособлений" такого рода являются различные галлюциногенные препараты растительного, животного или минерального происхождения (36, 37). Однако, несмотря на видимую простоту, далеко не самые безопасные и эффективные. По-видимому, именно поэтому подобные препараты характерны только на ранних этапах развития эзотерических традиций. Затем им на смену приходят более контролируемые и не имеющие побочных психологических и биохимических эффектов методики и устройства. Эту картину мы можем наблюдать и в Индуистской и в Тантрической и в Даосской традиции. Поэтому изучение роли галлюциногенных препаратов в формировании ИСС имеет скорее историческое значение, позволяя понять начальные стадии формирования эзотерических традиций.

Современные исследования показывают, что использование галлюциногенных препаратов если и оправдано, то в очень редких случаях, и скорее для проработки проблем индивидуального бессознательного, чем для путешествий в тонкоматериальной реальности (8). Поэтому мы не будем более подробно останавливаться на практических аспектах их использования.

Все имеющееся множество методик и приспособлений для формирования ИСС очень грубо можно разбить на два больших класса (естественно если рассматривать и галлюциногенные препараты, то их будет три). Это базирующиеся на психоэнергетических воздействиях и на психофизиологических. Конечно на практике граница между ними не очень четкая, так как многие устройства содержат в себе элементы и того и другого. Например, те же геометрические мандалы с одной стороны действуют как психофизиологический зрительный фактор, с другой с ним традиционно связывается и очень сильное психоэнергетическое действие. То же можно сказать и о бубне - традиционном инструменте шаманов. С одной стороны это источник ритмического звука, чье сильное действие на психику давно известно. С другой - мощный генератор модулированной жизненной энергии. И все же такая классификация помогает хоть как-то ориентироваться во множестве древних и современных устройств, предназначенных для формирования ИСС.

психоэнергетические устройства

К психоэнергетическим устройствам принадлежат различные храмовые сооружения, в которых используется эффект формы, способствующий возникновению ИСС. Похожий эффект формы работает и в специальных коронах, шлемах облегчающих переход в ИСС. Сюда же относятся и специальные мандалы, янтры с соответствующими мантрами (эффект усиливается, когда они расположены в храме). Различные благовонные вещества так же способствуют формированию ИСС, действуя как посредством запаха, так и модулируя потоки жизненной энергии.

Одним из древнейших средств формирования ИСС является дыхательный ритм. Он действует как за счет навязывания определенной ритмики, так и изменяя содержание кислорода и других газов в крови, тем самым влияя на биохимию мозга. Кроме того, по традиционным представлениям дыхание управляет поступлением и перераспределением праны в тонком теле (чакрах и акупунктурных каналах) и тем самым может способствовать формированию ИСС. При этом для достижения поставленных целей в более ранних традициях основной уклон делался на интенсивное дыхание типа гипервентиляции, а в более зрелых использовались разнообразные задержки.

психофизиологические устройства

Среди устройств с явным психофизиологическим действием, наверное, самые древние связаны с навязывание ритма. Это в первую очередь варган или камуз, музыкальный инструмент, который при игре прижимается к зубам. В результате вибрации металлической или костяной пластинки передаются на кости черепа человека, и вся его голова превращается в полость резонатора. Таким образом, ритмические вибрации действуют непосредственно на мозг человека. В самых простейших случаях источником ритма могут служить камешки или палочки, ударяемые друг о друга. Естественно, что подобных источников ритма было придумано великое множество.

Однако, пожалуй, наиболее популярный инструмент в традиции шаманизма это бубен и различные его модификации в виде барабанчиков, гонгов, тарелок и т.д. Первое что бросается в глаза это источник ритмического звука, перестраивающего режим работы мозга и помогающий приглушить сигналы пяти органов чувств (42). Однако это еще и психотронный генератор, где используется эффект формы (геометрические очертания бубна, материалы из которых он изготовлен). Кроме того, это еще и мандала, нарисованная на коже бубна и жилище для духов помощников, обитающих в нем. И все эти факторы играют, по-видимому, большую роль, чем само звучание. Именно поэтому изготовление хорошего бубна зачастую занимало несколько лет. А от материала, очертаний и рисунка зависела преимущественная связь с тем или иным потусторонним миром.

На использовании ритма построены и многие современные приборы аналогичного действия. Это и различные аудиозаписи с наложенными ритмами головного мозга, и видеозаписи, где ритмы мозга вмонтированы в зрительные образы (как в виде временных ритмов, так и в виде пространственных волн). Похожие идеи используются и в различных конструкциях зрительных стимуляторов типа очков или шлемов, где ритм навязывается яркими вспышками света, иногда в них применяются и разноцветные пространственные волны. Более гибкое воздействие обеспечивается системами с биологической обратной связью, в которых характеристики стимуляции зависят от естественных биоритмов человеческого организма, их частоты, амплитуды, фазы и т. д. (11).

Новые очень перспективные подходы базируются на использовании компьютерных систем виртуальной реальности, виртуальных шлемов и костюмов в интерактивных режимах. Они позволяют сочетать традиционные методики и образы (те же мандалы, мантры) с качественно новыми технологиями воздействия на психику. Однако подобные устройства находятся сейчас еще в стадии предварительных исследовательских разработок.

Так же на уровне экспериментальных исследований находятся и работы по использованию различных психотронных генераторов и других аналогичных приборов для формирования и углубления ИСС.

Еще один интересный подход базируется на феномене сенсорной депривации. Еще в древнем Тибете для инициации использовалось многомесячное заточение монаха в полностью изолированную келью в глубинах горы. Это позволяло снизить до минимума поток сенсорной стимуляции и достичь более глубокого погружения в тонкоматериальную реальность. В XX столетии тот же принцип был заново открыт в исследованиях по сенсорной депривации, проводимых в рамках космической программы. Так была разработана изоляционная ванна, представляющая собой небольшой бассейн, заполненный подогретой подсоленной водой и светозвуконепроницаемый. Температура и плотность воды поддерживались равными соответствующим характеристикам человеческого тела. Тем самым сигналы пяти органов чувств становились минимальными, и резко облегчался выход в ИСС. В современных конструкциях этого устройства иногда используют дополнительное воздействие специально подобранной музыкой.

Конечно одно только перечисление приспособлений (устройств) для тонкоматериальных путешествий, имевшихся в различных традициях от шаманизма и магии до мистицизма, религии заняло бы очень много места. Поэтому мы остановимся только на некоторых из них, подходящих современному человеку и хорошо проверенных в наши дни. Их подробные описания и методики использования вы сможете найти в Приложении 5, а сейчас проиллюстрируем сказанное несколькими примерами.

магические зеркала и аккумуляторы

Одним из наиболее эффективных помощников как при выходе в ИСС, переходе в нужное тонкоматериальное пространство, так и в самом путешествии и возвращении являются магические зеркала. Собственно внешне они обычно не обладают отражающей поверхностью привычного нам зеркала. Иногда они даже бывают совершенно черными или матовыми, шероховатыми. Термин зеркало означает, что они могут служить проходом в иные тонкоматериальные пространства, так как в эзотерической традиции зеркало в первую очередь воспринимается как тонкоматериальная дверь, проход в иные миры. Т.е. магическое зеркало воспринимается как мембрана, скрывающая вход в тонкоматериальный тоннель, и, кроме того, как излучатель направленного потока жизненной энергии (43).

Особенно эффективны зеркала, объединенные с магическими аккумуляторами. В этом случае аккумулятор работает как усилитель магических свойств зеркала и модулятор излучаемой им энергии (44). На конструкциях магических зеркал и методах работы с ними мы более подробно остановимся в Приложении 5.

Ступа

Ступа представляет собой один из древнейших архитектурных резонаторов, широко распространенных в буддистской традиции. Одна из функций ступы связана с гармонизацией энергий окружающего ландшафта, создании более глубокого контакта с высшими планами вселенной. Очень важно, что в отличие от Египетской пирамиды ступа не только концентрирует энергию внутри, а и излучает ее в окружающее пространство. Одновременно геометрия ступы отражает структуру мандалы Калачакры, т.е. служит и своеобразной трехмерной картой тонкоматериальной реальности, моделью космоса. Все это делает область вокруг нее очень благоприятным местом для погружений в ИСС. Одной из наиболее распространенных практик работы со ступой является обход вокруг нее по часовой стрелке со чтением мантр и визуализацией связи разных частей ступы и своего тонкого тела с космосом Калачакры (см. гл.6). Чаще всего для этого используется мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ".

Символика ступы очень разнообразна. Она одновременно олицетворяет не только строение космоса Калачакры, но и учение Будды и его самого (его тонкое тело). На рис.16 показан разрез ступы, распространенной в Тибетском буддизме, а на рис.17 фотография ступы Бодханатх, расположенной в столице Непала г. Катманду. Если сравнить ступу со строением космоса Калачакры (см. гл.6), то ее нижняя многоярусная часть вплоть до сферического купола соответствует трем нижним дискам первоэлементов, купол охватывает верхний диск земли, 12 тропинок ветров и гору Меру, а над ним расположена ее вершина и иерархия верхних небесных слоев (45). Одновременно каждому уровню ступы соответствует один из первоэлементов, как показано на рис.16. Нижняя квадратная часть до купола - первоэлемент земля, сам купол - вода, тринадцать дисков на острие - огонь, "зонтик" над острием (иногда так же и луна с солнцем над ним) - воздух, пламя на вершине (иногда и луна с солнцем под ним) - эфир.

Рис.17. Ступа Бодханатх, расположенной в столице Непала г. Катманду

В центре пустого пространства внутри ступы располагается "древо жизни" - модель мирового дерева (кола, горы), т.е. центральной оси вокруг которой структурируется космос. Его обычно изготавливают из лучшего сандалового или из неядовитого фруктового дерева. В местах "древа жизни", обозначенных белыми кружками написаны сверху вниз мантровые слоги: ОМ, АХ, ХУМ, ТРАМ, ХРИХ, напоминающие о связи ступы с чакрам тонкого тела. С этой точки зрения "древо жизни" выступает как аналог центрального канала.

Обычно в полое пространство внутри ступы помещают части мощей святого или кусочки его одеяния, а так же священные тексты. При изготовлении маленьких скульптурных подобий ступ (Ца ца (tsha tsha)) на Тибете в глину подмешивают пепел умерших. Все это в сочетании с инициационными обрядами позволяет превратить ступу в канал между нашей реальностью и высшими тонкоматериальными планами.

Для усиления психоэнергетического воздействия вокруг больших ступ по их периметру обычно располагают мантровые колеса, вращаемые паломниками во время их обхода. В горной местности ступы ставятся вдоль дорог или в священных местах, местах силы, соседствуя с мантровыми камнями, флагами и колесами, вращаемыми водой или ветром. Все это вместе работает как мощнейший инструмент для балансировки и гармонизации энергий ландшафта, создания наиболее благоприятных условий для жизни и духовной практики людей.

Дальнейшее изучение механизмов работы подобных сооружений, их интеграция с современными технологиями может дать новые мощнейшие инструменты для восстановления и поддержания экологического равновесия на нашей планете.

 

4.4. Принципы построения карт.

Так же, как мореплаватель или космонавт нуждается в навигационных картах, так и путешественник в параллельных вселенных, тонкоматериальных мирах должен иметь соответствующий набор различных карт. Одни из них - карты, упорядочивающие взаимное расположение и связи различных миров, другие - карты отдельных миров, описывающие их пространственную организацию. Понятно, что такие карты должны быть намного сложнее обычных географических, хотя бы в силу четырех и более мерности изображаемого ими пространства.

Обычно для организации пространства на подобных картах используется образ космического дерева или небесной горы. Соответственно, корни ассоциируются с нижним миром, ствол - со средним, крона - с высшим. Часто для этих же целей применяют образы небесных светил (солнце, луна, полярная звезда и т.д.).

Однако, такое вертикальное расположение является скорее упрощенным способом описания, чем отражением реальных связей между мирами. Как мы уже говорили, организация вселенных в многомерном пространстве скорее напоминает гроздь винограда, где каждая ягода - вселенная. И все они связаны друг с другом непосредственно.

Но другой крайностью было бы представлять тонкоматериальный план реальности в виде однородной и аморфной массы миров.

Естественно, какие-то миры могут быть связаны друг с другом в большей, какие-то в меньшей степени. Различным может быть и характер такой связи. Понятно, чем сильнее отличаются физические законы, геометрия пространства и времени, тем сложнее установить контакт между такими мирами. И, наоборот, похожие вселенные могут быть связаны очень тесно и обладать общей историей, влияя друг на друга.

Подобные миры могут образовать своеобразные кластеры: брамфатуры (связанные общей метаисторией), и сакаулы (имеющие "полупрозрачную" границу), как это описано в книге Д.Андреева (46).

Очень схематично можно выделить следующие разновидности подобных связей, объединяющих различные миры:

1. Миры с утонченной, прозрачной или полупрозрачной границей (сакаула по Д.Андрееву);

2. Миры, имеющие общую метаисторию (брамфатуры);

3. Миры, обладающие подобием структуры пространства и времени, физических, социальных и др. законов, микропорядка или же являющиеся перевернутой копией оригинала (примерно как демонические миры копируют миры Божественные: "дьявол - обезьяна Бога"). Подобные миры часто называются отраженными;

4. Миры, имеющие "корневую" связь, т.е. привязанные к каким-либо планам базисного мира. Это может быть:

  • связь с географическими и природно-экологическими регионами;
  • связь с культурными, этническими, религиозными общностями;
  • связь с определенными геологическими образованиями.

Подобная корневая связь может проявляться по любому из первых трех пунктов, т.е. выражаться в большей "прозрачности" границы между соответствующими мирами в определенных географических, геологических, природных или национальных регионах и т.д.

В связи с необходимостью изображения многомерного мира на плоскости нам придется несколько изменить привычный вид географической карты. Как уже говорилось, в четвертом измерении объекты оказываются как бы вывернутыми наизнанку. На рис. 18а показано, как такое выворачивание проделывается с привычной шарообразной формой земли. В начале делается разрез от поверхности до центра. Затем края разреза расширяются, а центр опускается вниз. В результате поверхность земли трансформируется в выпуклый диск, а ее внутренние слои принимают форму конуса с вершиной в центре земли.

Благодаря такой трансформации оказывается возможным изобразить корневые связи географических и геологических регионов нашей планеты с соответствующими параллельными вселенными, как показано на рис.18б. При этом демонические и загробные миры нисходящего ряда оказываются связанными с геологическими регионами земли, а миры восходящего ряда с географическими и этническими регионами (46). Естественно эти миры не находятся в нашем пространстве. Просто их структура в большей или меньшей степени отражает геометрию и организацию соответствующих областей нашей планеты, и в этих местах граница между ними более прозрачна.

Понятно, что изображать такую многомерную реальность на плоском листе бумаги трудная и неблагодарная задача, да и зачастую это просто невозможно сделать.

С этой точки зрения огромные перспективы открывает использование компьютеров и технологий виртуальной реальности. Особенно когда для общения с компьютером применяется не плоский экран, а виртуальный шлем, дающий трехмерное изображение. Правда это направление только начинает развиваться и пока еще рано говорить о работающих виртуальных картах тонкоматериального мира. Тут еще надо решить ряд математических задач, связанных с трансформацией многомерных пространств в трех и двухмерные проекции, удобные для восприятия психикой человека. А так же усовершенствовать визуальный интерфейс. Но это уже вопрос только времени.

  Глава 3

МИСТИЧЕСКИЙ КОСМОС

Глава 5

 

© Е.А.Файдыш. 2002.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.