ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

Введение

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
Дмитрий Рязанов

Глава 2

 

Глава 1

БУДДИЗМ В РОССИИ В СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ


Революция и Гражданская война принесли неисчислимые беды и бурятскому народу, и бурятскому буддизму. Одогон Тогмэт - образованный лама (по воспоминаниям, возможно, тункинский), в 20-30-х годах ХХ века написал книгу, в которой полемизировал с теоретическими положениями коммунизма, т.е. советской властью. Эта книга, написанная на тибетском языке, была издана ксилографическим способом. Уже в 50-х гг. экземпляр этой книги обнаружился в Шэнхэне - области Маньчжурии, где проживают буряты - эмигранты из советской России. Старые ламы, читая книгу Одогона Тогмэда, сокрушенно качали головами: "Как можно было спорить с такой сильной властью?".

Д ж а - я г  Р и н п о ч е  XIII

Рис.2. Джа-яг Ринпоче XIII Хамбо лама монастыря Гумбум Джамбалин. Бидия Дандарон был признан его перерожденцем

Одогон Тогмэд в своем трактате опирается на воззрения махаянской школы Мадхьямика и традиционные принципы буддийской полемики. Он пишет, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей, как то: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И далее коммунисты выбирают одну из крайностей. Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от принятия любых крайних суждений. С началом смутных времен часть лам иммигрировала из советской России в Тибет. Среди них были и знаменитые старые ламы, и дацанская молодежь.

С а н д а н  л а м а  Ц ы д е н о в  и  А г в а н  С и л н а м

Рис.3. Сандан лама Цыденов (слева) — ученик Джа-яг Ринпоче XIII и учитель Бидии Дандарона. Агван Силнам (справа) — ученик Сандан ламы, отец Бидии Дандарона

Лама Цугольского дацана Гэлег Жудба был знаменит своими познаниями в эзотерической области буддизма - Тантре. Его называли Жудба (тиб. "тантрист"), потому что он готовил к открытию в Цугольском дацане факультет Тантры - Жудба дацан. Гэлэг Жудба ушел из жизни в эмиграции в Тибете в 1931г.

Совсем молодым ушел в Тибет хуварак Ацаганского дацана Агван Нима, ставший там впоследствии Хамбо ламой знаменитого богословского факультета Гоман монастыря Брайбун.

А г в а н  Н и м а  с о  с т а р ш и м  б р а т о м  и                с е с т р о й

Рис.4. Агван Нима со старшим братом и сестрой. Агван Нима родился в 1907 году близ города Верхнеудинска в местности Дабатай. Учился на знаменитом факультете Гоман монастыря Брайбун в Лхасе. Стал Хамбо ламой (духовным владыкой) Гоман-дацана

Большая группа бурятских лам, ушедших в конце 20-х гг. ХХ века из России, обосновалась в Шэнхэне в Маньчжурии. Это были ламы их разных районов и дацанов, всего их здесь собралось 100-200 человек. Поначалу ламы жили по домам, кто как устроился. В 1927 или 1928г. кому-то из них пришла в голову идея построить дацан. На строительство ушел примерно год. В 1930 году эту местность захватила Красная армия, и ламы, бросив все, ушли дальше. Вскоре красные оставили Шэнхэне, и ламы возвратились в дацан. Последняя группа лам из Бурятии, 10-15 человек, прибыла сюда в 1931 году. В 1935 году Маньчжурию захватили японцы, но они не притесняли лам, и дацан продолжал нормально работать. В 1945 году Советская армия прогнала японцев. Советские коммунисты арестовали 18 лучших лам дацана и вывезли их в Советский Союз. Дальнейшая их судьба неизвестна. В 1956 году китайские коммунистические власти начали организовывать колхозы, и многих лам дацана заставляли вступать в них. Настоящие бедствия обрушились на лам с началом Культурной революции - в 1966 году дацан и ламские книги сожгли, лам начали арестовывать. Те, кто остался на свободе, жили как простые люди: пасли скот, работали на земле. В 1981 году китайские власти разрешили на территории страны религию. Ламы вновь смогли носить монашескую одежду, проводить службы. К тому времени старых лам-бурят здесь осталось намного - человек сорок. В 1983 году по просьбе лам было разрешено восстановить дацан. С этого времени ламы и их ученики живут свободно, власти не чинят им никаких препятствий и время от времени даже выделяют небольшие денежные пособия на ремонт и восстановление дацана.

Многие из лам, находившихся на учебе в Тибете, узнав о событиях, происходящих в России, приняли решение не возвращаться на родину. Такова судьба Шеволхалхарамбы, Агинского ламы родом из деревни Судунтуй. В Лхасе он считался одним из мудрейших Учителей и самым лучшим лхарамбой, а затем стал главным Учителем в тибетской провинции Литан.

Б о д х и с а т т в а  В и м а л а к и р т и

Рис.5. Бодхисаттва Вималакирти (санскр. «прославленный чистотой»). Настенная роспись. Дуньхуан. Один из любимых учеников Будды Шакъямуни, богатый домохозяин из города Вайшали. От него берёт начало линия перерождения Джа-яг Ринпоче

Бурятские ламы, оставшиеся в Тибете, не забывали о своей родине. После нападения фашистской Германии на Советский Союз они вместе с тибетскими ламами провели большое молебствие с целью защиты России. По преданию, сильные холода зимой 1941 году были результатом проведения этих ритуалов.

Лам, оставшихся в Бурятии, ожидала трагическая судьба. С 1935 года в Бурятии советские власти начинают закрывать дацаны, арестовывать, расстреливать и ссылать лам. Об арестах буддийских лам-йогинов, обладавших сиддхами, существует множество легенд.

Ульдургинский лама Гужи Дашинима, которого почитали воплощением Ваджрапани, с детства был бойким, озорным. Рассказывают, что в молодости он тайком продал имущество отца, а вырученные деньги потратил на обучение в Ацагатском дацане. Затем его видели в Аннинском дацане и многих других. Это был настоящий странствующий лама. Есть бурятская поговорка: "Бродячий лама, который все повидал, лучше ламы-теоретика, всю жизнь просидевшего в дацане".

Говорят, что уже с рождения Гужи Дашинима обладал сиддхами. Например, мог въехать на коне в юрту и разъезжать внутри нее, хотя и юрта не становилась больше, а он - меньше.

Когда начались аресты лам, ученики и родственники укрывали его у себя. Несколько раз по наводке приходили его арестовывать, Гужи Дашинима сидел в комнате на виду и читал ламские книги, но работники НКВД его не замечали. Не сумев арестовать самого ламу, коммунисты стали угрожать его ученикам, требуя выдачи Учителя. Гужи Дашинима принял решение позволить себя арестовать. Своим ученикам он сказал, что нельзя гневаться на этих солдат, поскольку они родились в такое время.

Гужи Дашинима арестовали в домике в тайге, где он практиковал буддийскую Тантру. На телеге под конвоем его отправили в Кижингу. По дороге он попросил на одну ночь остановиться в ближайшем селе Улзыта - там он собрал мирян и дал им последние наставления. Наутро, когда конвоиры хотели разбудить ламу, увидели, что он мертв - по своему желанию Гужи Дашинима, войдя в самадхи, покинул тело.

Под Хоринском у горы Нарын-хода находится место, известное с 30-х гг. как Ламская падь. Здесь было убито множество лам - их самих заставляли копать могилы, а затем на краю могил расстреливали.

Многие ламы попали в сталинские тюрьмы, лагеря и ссылки. Некоторым удалось уйти в другие районы и области, где их никто не знал. Там они нанимались на любые работы простыми рабочими.

Ульдургинский лама Гатавон-багша имел богословскую степень - габжа и высшую степень ламы-тантриста - аграмба. В Чесанском дацане ему присвоили особенно почетное и редкое звание Доржезинба - "Держатель Ваджры".

С началом репрессий Гатавон-лама покинул родные места и направился в сторону железной дороги. Когда, спустя несколько дней, он добрался до железной дороги, то пошел вдоль ее полотна "куда глаза глядят". Была зима, стоял лютый мороз, проходящий товарный поезд вдруг остановился посреди голой степи - машинист увидел одинокого путника и проникся к нему состраданием. Этот русский человек стал для бурятского ламы настоящим Бодхисаттвой. Машинист жестом подозвал Гатавона, посадил его в паровоз и увез в Черемхово, где Гатавон-лама на свободе пережил смутное время. К 1938 году в Бурятии не осталось ни одного действующего дацана.

Б. Д.  Д а н д а р о н

Рис.6. Б.Д. Дандарон. ВДНХ, 1956г. Снято вскоре после первого освобождения из сталинских лагерей

В 1946 году происходит частичное восстановление религии - открываются два дацана: Иволгинский (под г. Улан-Удэ) и Агинский (в Агинском национальном округе Читинской обл.).

Возрождение религии связано с именем Агинского ламы Галсан Хайдуба. В начале 20-х гг. ХХ века Галсан Хайдуб был в составе делегации лам во главе Агваном Доржиевым в Кремле на приеме у Ленина.

Галсан Хайдуб вспоминал, что во время беседы в кабинет по вызову Ленина вошел Сталин. Ленин обратился к бурятским ламам: "Свой вопрос решите с товарищем Сталиным". "В следующий раз как-то решим, сейчас не можем решить", - отозвался Сталин, ознакомившись с предложением лам.

"Следующий раз" оттянулся на долгие 20 с лишним лет, а вопрос с буддизмом на территории России Сталин решил тогда по-своему.

Шел 1944 год. Возвращаясь с фронта, Галсан Хайдуб увидел, как на Красной площади православный священник благословляет солдат, идущих в бой. "Почему мы, ламы, не можем делать то же самое для наших солдат?" - подумал он. Галсан Хайдуб добился аудиенции у Сталина и напомнил ему прежний разговор. Сталин был готов открыть дацаны, но для этого требовалось письмо из Бурятии с определенным количеством подписей.

Галсан Хайдуб возвратился в Бурятию и стал обсуждать этот вопрос с оставшимися ламами. Собрание состоялось в Эрхирике (4-5 км. от Улан-Удэ). Кроме старых лам присутствовала и молодежь - те, кто успел начать ламское обучение до разгрома буддизма. Был среди собравшихся и Бидия Дандарон. Он принял участие в составлении письма - письмо в Москву должно быть написано грамотно. Среди молодежи был на собрании и бывший хуварак Кижингинского дацана Манжап. Старики решили, что письмо будут подписывать только они, чтобы уберечь молодежь от возможных репрессий. Подписей не хватило. Тогда вспомнили о ламах Оронгойского дацана (в 20 километрах от Иволги). Прежде там было много лам, они отличались смелым и независимым характером, а славился дацан своей художественной школой - это были искусные строители храмов, художники и скульпторы. Связались с оронгойскими стариками. Те дали согласие, необходимое количество подписей было собрано. Письмо ушло в Москву.

Как-то ночью в кабинете одного из руководителей республики раздался звонок. Сталин распорядился срочно выделить землю под дацанское строительство и начать работы. Всего Сталин разрешил открыть два дацана. Республиканские власти были напуганы и с рвением взялись за дело. Группе лам во главе с Галсан Хайдубом была предложена земля на Лысой горе (окраина Улан-Удэ). Ламы не согласились - дацан должен строиться на удалении от светских центров, хотя и не слишком большом, чтобы миряне без труда могли его посещать; к тому же в овраге за Лысой горой 30-х гг. расстреляли лам. Власти предоставили ламам самим выбрать землю. Тут уже между ламами разгорелся спор - хоринские "тянули" в свою сторону (по Хоринскому тракту), орогонские - в свою пользу. Поскольку орогонских лам было больше, поиски сдвинулись в их сторону. Они уводили все дальше к Орногою, но, когда на месте будущего Иволгинского дацана белый конь одного из лам "пометил землю", хоринцы сочли это благоприятным знаком и заявили, что дальше не пойдут. На том и порешили. Власти же были рады любому решению, так как уже нервничали и торопили с затянувшимся выбором.

Ц ы р е н ж а б  Г а т а б о н

Рис.7. Цыренжаб Гатабон. В Эгитуйском дацане получил звание габжа (высшая общебогословская степень) и звание аграмба (высшая тантрийская степень). В Чесанском дацане получил почётное тантрийское звание доржезинба («держатель ваджр»). Ушёл из жизни в 1979 году в возрасте примерно девяноста лет

Место, определенное для дацана, было новым - прежде здесь никогда не стояли буддийские храмы. В 1946 году строительство Иволгинского дацана завершилось, и был проведен первый хурал. Ламы избрали Галсан Хайдуба Хамбо ламой и ширээте Иволгинского дацана. Как только Галсан Хайдуба утвердили в должности, он покинул тело. Вторым из двух буддийских монастырей, которые было разрешено построить по приказу Сталина, стал Агинский дацан.

С завершением сталинской эпохи ламы, освободившиеся из заключения, и скрывавшиеся ламы стали возвращаться в родные места. Джидинский Дармадоди лама, обладавший большой ученостью и впоследствии так много сделавший для возраждения буддизма в Бурятии, после возвращения с Колымы, где он отсидел более 10 лет, первое время работал скотником в Кижинге. Жимба Жамсо Эрдынеев, впоследствии Хамбо лама (1982 -1990), после лагеря в Черемхово в Иркутской области (в этом лагере сидело много лам) устроился водовозом в Агинском дацане. Постепенно жизнь входила в свое русло, и ламы заняли свои места в открывающихся и строящихся дацанах.

Третий Хамбо лама нового периода Ширапов успешно налаживал связи с буддийскими организациями других стан. Эту работу продолжил его преемник, Хамбо лама Жамбал Доржо Гомбоев. Одной из главных заслуг Гомбоева является открытие высшей буддийской школы в Улан-Баторе. Это был совместный проект бурятского Хамбо ламы и монгольского Хамбо ламы Гомбожава. Однако монголы сами не решались открыть ламскую школу, поскольку в те времена во всем оглядывались на Москву. Гомбоев сумел добиться согласия Москвы, и 1 сентября 1970 года при главном монастыре Монголии Гадан-хиде открылась первая в советское время официальная буддийская школа.

Из Бурятии на учебу отправились 15 человек. Впервые после 30-х гг. появилась возможность готовить смену уходящему поколению лам.

В 1990 году начинают открываться дацаны в районах Бурятии. Для учреждения первого из них - Кижингинского - понадобилось разрешение из Москвы. В этом же году открыли еще один дацан - Эгитуйский. В 1991 году дацаны в районах стали появляться один за другим. К 2000 году общее число их в Бурятии составило около 30, однако эти дацаны, в отличие от тех дацанов, что были разгромлены в 30-х гг., уже не являются монастырскими - современные бурятские ламы не принимают постоянных монашеских обетов, в подавляющем большинстве это семейные люди. Лишь в последнее время в связи с пребыванием в Бурятии монахов-тибетцев или с обучением бурятских хувараков в монастырях тибетцев-эмигрантов в Индии появились из местных лам и хувараков несколько человек полных монахов - гэлонов и несколько человек неполных монахов - гэцулов.

Группы, отправленные в буддийскую школу в Улан-Баторе, были немногочисленными - после первой эти группы не превышали численностью 10 человек - и не могли восполнить нехватку лам.

С 1990 года неофициальные буддийские школы начинают открываться при бурятских дацанах. Занятия в большинстве дацанов вели приглашенные монгольские ламы. С 1993г. преподавателями становятся тибетские монахи-эмигранты, приезжающие по приглашению из Индии. С 1993г. в Бурятии постоянно проживает тибетский перерожденец Ешей Лодой Ринпоче.

Д а л а й  л а м а  XIV

Рис.8. Далай лама XIV Тензин Гъяцо в Иволгинском дацане. 1991г.

Летом 1999 года буддийская школа при Иволгинском дацане получает лицензию и становится официальным буддийским институтом Даши Чойхорлин. Примерно годом ранее лицензию получила буддийская школа при Агинском национальном округе Читинской области.

В настоящее время в Бурятии продолжают открываться новые дацаны, восстанавливаются сохранившиеся кое-где старые. Более того, Учение Будды вышло за границы традиционных районов - во многих крупных городах России, Украины, Прибалтики образовалось множество общин, как официально зарегистрированных, так и существующих стихийно. Новое время характеризуется интересом к различным направлениям буддизма (тибетские школы Сакья и Карма, китайский чань-буддизм, японский дзэн-буддизм и другие традиции), в то время как до революции на территории России официально существовало лишь гелугпинское направление.

Помимо традиционных центров буддийского образования - дацанов - с 90-х гг. в Бурятии стали появляться Дхарма-центры (в Улан-Удэ: "Арьябала", "Дхарма", "Ламсан", "Ногон Дара эхэ", "Ламрим") - буддийские просветительные центры для мирян. Образовательный потенциал Дхарма-центров достаточно высок - здесь по просьбам мирян тибетские Учителя дают различные буддийские посвящения, читают лекции ученые тибетские ламы.

Жизненно важным для любой религии является вопрос непрерывного сохранения традиций. В буддизме это сохранение выражается в передаче посвящения (правомочия) от Учителя к ученику. Сохранилась ли буддийская традиция, существовавшая до разгрома буддизма в Бурятии? В точном смысле - да. Старые ламы, хоть и не в том объеме, все же сумели передать правомочия на те или иные практики. Задача их учеников состоит в том, чтобы самим достичь уровня Учителя, пользуясь всеми возможностями, которые предоставляет современная буддийская ситуация в Бурятии, и передать полученные от бурятских лам правомочия своим ученикам.

Введение

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Глава 2

 

© Дмитрий Рязанов. 2006.
© Денис Рязанов, OCR. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, дизайн. 2006.