ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный телеграмм-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный рутуб-канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный видеоканал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

АВТОРСКИЕ СЕМИНАРЫ

     
 

 

Глава 12

БХАГАВАДГИТА
В.С.Семенцов

Глава 14

 

Глава 13

БХАКТИ-ЙОГА

 

В традиционном делении поэмы на три "шестерки" глав учение о "йоге любви" (бхакти-йоге), или, как ее еще называют, "йоге почитания" (упасана), занимает вторую из них, т. е. главы 7-12. Это не означает, что характерные для бхакти-йоги термины и образы не встречаются за пределами указанных глав; однако основной корпус учения сосредоточен именно здесь, и традиционное представление об их содержании следует признать вполне правильным. Вот краткий обзор "раздела о почитании" (упасана-канда):

7.1: практикуя йогу (согласно наставлениям предыдущей, 6-й главы), следует направлять ум (манас) на Бхагавана;

7.2: Кришна намерен рассказать Арджуне о "знании вместе с различением"; это есть конечная цель знания;

7.3: познать истинную природу Бхагавана необычайно трудно;

7.4-7: двоякая природа проявлений Бхагавана: материя и (индивидуальное) сознание; все исходит от Него, все Им пронизано;

7.8-11: первый зародыш учения о "жертве знанием": "Я - вкус в воде, Я - свет в луне и в солнце..." и т. д.;

7.12-15: состоящее из гун покрывало майи делает Бхагавана недоступным глазам людей, особенно низких и порочных;

7.16-19: четыре вида чтущих Бхагавана (бхактов); среди них особой похвалы заслуживает "знающий" (джнянин);

7.20-23: люди, лишенные знания, почитают иных божеств; они не ведают того, что в конце концов именно Бхагаван вознаграждает их (ибо многообразные божества суть Его формы);

7.24-27: еще раз повторено, что познать Бхагавана необычайно трудно; люди полны о Нем превратных мнений;

7.28-30: но праведники, почитающие Бхагавана (особенно в час своей смерти), достигают Его;

8.1-2: Арджуна просит разъяснить учение, завершающее 7-ю главу, - 7.28-30;

8.3-13: определение некоторых терминов и затем (5-13) подробно о необходимости помнить о Бхагаване в минуту смерти: кто о каком существе вспоминает, к тому и идет;

8.14-16: необходимость постоянно помнить о Бхагаване; тот, кто так делает, освобождается от сансары;

8.17-19: краткое описание мировых периодов, составляющих "день" и "ночь" Брахмы;

8.20-22: о той "неразрушимой" (акшара) сущности, которая по ту сторону "дня" и "ночи"; там пребывает Бхагаван, и она достижима лишь его почитанием;

8.23-27: учение о двух посмертных путях ("пути богов" и "пути предков");

8.28: необычайные преимущества того, "кто так знает" (артхавада);

9.1-3: повторение обещания рассказать о (тайном) "знании вместе с различением"; те, кто этому учению не верит, осуждены на вечное перерождение;

9.4-6: все существа пребывают в Бхагаване: он пронизывает их, словно ветер - пространство;

9.7-10: возвращение к учению о материальной природе, исходящей от Бхагавана (см. выше 7.4-7, 7.12- 15);

9.11-12: безумцы не почитают Бхагавана: они видят одну лишь Его материальную оболочку;

9.13-14; однако люди с великой душой почитают Его, пребывая на Нем сердцем, и постоянно Его славят;

9.15-11.55: джняна-яджня (см. выше);

12.2-8: почитающие акшару (ср. 8.20-22) также обретают Бхагавана, но их путь более труден; следует почитать одного лишь Его;

12.9-12; различные способы почитания Бхагавана: постоянство знания, тренировка с помощью действий, благочестивые дела, бескорыстие;

12.13-20: описание йогина, почитателя Бхагавана; идеал (т. е. образ), к которому следует постоянно стремиться.

В этом кратком конспекте содержания упасана-канды бросается в глаза довольно странный факт: большую часть этого "раздела о почитании" занимают наставления о знании - о том специфическом (ритуальном) длящемся знании, признаки которого были разобраны выше. В самом деле:

  1. центром тяжести всей упасана-канды бесспорно, являются главы 9-11 с их кульминацией в виде вишварупы, т. е. "жертва знанием" (соответствующий материал рассмотрен ранее);
  2. также о знании, и ни о чем другом, идет речь в большей части остальных контекстов в тексте номера этих стихов выделены курсивом;
  3. среди этих последних обращают на себя внимание стихи, служащие как бы введением к "жертве знанием" глав 9-11: это раздел 7.8-11, в котором Бхагаван впервые говорит о себе как о квинтэссенции всего сущего, и 7.20-23, согласно которому почитание каких бы то ни было иных божеств - это почитание Его частных проявлений;
  4. начальные стихи глав 7 и 9 (точнее, 7.2 и 9.1-3), являющиеся, как часто в Гите, программой следующего наставления, говорят о "знании и различении" (джняна-виджняна), совершенно явно понимая под "знанием" именно "знание-жертву" (ср. такие контексты, как 7.20-24 - в связи с 7.8-11 - и соответственно 9.15 и сл.);
  5. согласно заключительному стиху 8-й главы (8.28), учение о "пути богов" и "пути предков" (8.23-27) представляет собой артхаваду, т. е. определенный образ, о котором следует "так знать"; это также превращает данное учение в "жертву знанием", т. е. в ритуальное знание (см. выше);
  6. в свете всех этих замечаний следует, видимо, рассматривать и призывы помнить о Бхагаване (8.5-13); постоянно помнить о Нем (8.14-16); пребывать на Нем сердцем (9.13-14); о постоянно удовлетворенном йогине (12.1): данные характеристики существенны именно для ритуального знания-процесса;
  7. наконец, небезынтересно, что не только главы 9-11, но и глава 12 построена по форме "текст - комментарий": этим - образным - комментарием в данном случае служит описание "идеального бхакта (йогина)" в 12.13-20.

Я не вижу иного пути сгруппировать все эти факты, чем представить себе бхакти-йогу в виде еще одного - наряду с карма-йогой - пути достижения неописуемого "состояния знания"; другими словами, бхакти также является в Гите средством, а не целью (ср. слова Бхагавана о том, что именно "знающий" ему "чрезвычайно дорог", 7.17). Это непосредственно вытекает из 12.2-8, где почитание акшары (видимо, этим термином обозначается бескачественный Брахман упанишад) не отвергается, но отодвигается на второй план как "более трудное"; прославление в следующих стихах бхакти воспринимается как утверждение особой эффективности данного метода обработки сознания. Если принять излагаемую здесь точку зрения, то и главный текст "жертвы знания" (как мы теперь понимаем, включающей в себя также и технику бхакти-йоги), описание вишварупы, обретает свою характерную форму - нарочито потрясающую, с нагромождением необычайностей и ужасов - лишь ради повышения эффективности ментальной тренировки: сознание, погруженное в материальный мир и, видимо, довольно неохотно с ним расстающееся, трансформируется с помощью "шоковой" техники, действие которой многократно усиливается за счет повторяемости и непрерывности применения этих образов. То же самое (с соответствующими поправками) относится к учению о неразрушимости атмана (2.11-30) и его образному комментарию (гл. 1).

В заключение следует сказать, что ученые, противопоставлявшие в Гите "мистику знания" и "мистику сердца" (понимая под последней бхакти-йоги), были, видимо, введены в заблуждение неоднозначностью термина "знание"; в современных европейских языках это слово, как я уже не раз говорил, употребляется в смысле, совершенно чуждом Гите и другим сравнимым с нею по содержанию текстам (55). Стоит только увидеть в этом архаичном (ритуальном) знании-процессе, знании-соучастии, знании-состоянии решительное преодоление естественных для нас форм и привычек мышления, как вся подобного рода проблематика сама собою отпадает. Точно так же и вытекающее из нее противопоставление "холодного разума" "горячему сердцу" никак не захватывает существа того знания, органом которого являлся манас (т. е. духовное сердце); к тому же проявления этого знания не раз уподоблялись огню во всех его цветах и образах, во всей его жгучей силе - именно таков центральный образ Гиты, вишварупа.

  Глава 12

БХАГАВАДГИТА

Глава 14

 

© В.С.Семенцов. 1999.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, OCR, дизайн. 2008.