ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

г. Москва

Электронная почта Официальная страница ВКонтакте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальная страница в фейсбуке Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный твиттер-аккаунт Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный аккаунт Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы Официальный канал Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТАИСТОРИЯ

МЕСТА СИЛЫ

ШАМАНИЗМ

КУНТА ЙОГА

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ И СТАТЬИ

ШАЛАГРАМ

 

 

Введение

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Евгений Файдыш, Дмитрий Рязанов

Глава 2

 

Глава 1

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Архетипическая информация имеет своей единицей архетип. Воспользуемся определением архетипа, приведённом в книге Е.А. Файдыша "Карма и психотравмы" [33]:

"Архетип - образ бессознательного, имеющий надличностное, общечеловеческое значение и проявляемый как в глубинных основах личности отдельного человека, так и в мифах, религиях, искусстве и культуре. Архетип является центральным понятием в работах Карла Юнга и в трансперсональной психологии. Особенность архетипа в бесконечной вариативности его проявления, невозможности его простого, жесткого определения в виде текста. И в то же время в наличии некоего общего, позволяющего узнавать каждый архетип во всех его проявлениях. Примерами архетипов могут служить понятия Бога, любви, обобщенные понятия отцовского и материнского начала и т.д."

Впервые понятие архетипа ввёл один из величайших ученых XX века Карл Юнг для описания информации, не укладывающейся в жесткое ложе логически упорядоченных смыслов [46, 47]. Он же посвятил большую часть своих работ изучению и анализу природы архетипических образов и символов, их проявлению в психике человека и в культуре, их практическому использованию в психотерапии.

В наши дни большую помощь в понимании природы архетипической информации оказали концепции теории фрактальных множеств и динамического хаоса, синергетика и теория катастроф, квантовые компьютеры. Можно сказать, что именно квантовые модели представления информации, переход от дискретной концепции бита к волновой модели кубита создают математический аппарат более подходящий для представления архетипической информации, нежели классические математические дисциплины [35].

Рассмотрим теперь основные свойства архетипа. Одна из основных особенностей архетипического объекта состоит в том, что он принципиально не может быть полностью описан в логически упорядоченном и структурированном виде. Каждый архетип характеризуется бесконечной изменчивостью связанных с ним образов, и в то же время содержит нечто неуловимое, позволяющее во всем этом чувствовать единое начало, невыразимое словами и определениями. Т.е. архетип невозможно задать простым перечислением связанных с ним образов. Иными словами, как подробно и детально мы бы не описывали архетип, всегда найдется что-то важное, не попавшее в это описание. В работе Е.А. Файдыша дана следующая характеристика архетипа [35]:

"…Скажем, человека можно достаточно детально охарактеризовать, дав его фотографии с разных сторон, описав его привычки и особенности поведения. Такой подход не сработает, если мы захотим передать образ Бога, любви, зла и т.д. Может быть, поэтому во многих религиях запрещается изображать лицо Бога, чтобы верующие не сводили его бесконечное разнообразие к единому образу..."

Следующее важное свойство архетипа - невозможность провести четкую границу между разными архетипическими образами, которые как бы проникают, плавно переходят друг в друга. Архетип напоминает многомерный объект, который мы видим только как его отдельные проекции. Отсюда и бесконечное множество описаний, образов, ликов, и невозможность сведения архетипа к простому их перечислению, и размытые границы между разными архетипическими образами [35].

Очень важным свойством архетипа является его проявленность в нашем мире на самых различных понятийных, смысловых, семантических и символических срезах. Он может быть представлен как текст-описание, понятие, принцип, изображение, геометрический, звуковой или цифровой символ и т.д. При этом на каждом срезе или проекции архетипа, в силу его многомерной природы, ему может соответствовать целое множество внешне различных образов.

Наличие таких геометрических, цветовых, звуковых и т.п. инвариантов архетипа является не только одним из его необычных свойств, но и служит основой разнообразных методик и практик, связанных с проработкой того или иного архетипа. Так, например, соответствующие магические знаки (геометрические инварианты) и мантры (акустические инварианты) используются для активизации связанного с ними архетипа.

Разнообразные символические проявления архетипа служат основой древнеиндийской поэтической и театральной традиции Дхвани расса, помогая создавать требуемое настроение. И что самое интересное, те же символы, будучи связанны с глубинным архетипическим значением, продолжают действовать и на современного человека, живущего в совершенно иной культуре. Более того, один и тот же архетип может проявляться через разные формы.

Однако, при классификации архетипической информации и, соответственно, при её использовании для моделирования поведения человека и общества, а также при употреблении адекватных архетипических символов в нашей повседневной жизни возникают довольно значительные трудности. Одна из них связана с огромным количеством архетипической информации и невозможностью её "полного собрания сочинений".

Другие проблемы связаны с самой природой архетипов. Имея необыкновенно сложную структуру, каждая частица архетипической информации оказывается настолько неопределенной, что классифицировать её по какому-либо признаку весьма затруднительно. Приведём основные причины затруднений, возникающих при классификации архетипической информации [35, 46]:

  • Фрактальная природа архетипа, т.е. каждая его часть имеет не меньшую сложность, чем целое, аналогично - любая частица этой части и так до бесконечности;

  • Принципиальная невозможность полностью описать архетипический в логически упорядоченном и структурированном виде;

  • Невозможность провести четкую границу между разными архетипическими образами, которые как бы проникают, плавно переходят друг в друга;

  • Проявление архетипа в нашем мире на самых различных понятийных, смысловых, семантических и символических срезах;

  • Отсутствие авторитетной литературы на европейских языках по некоторым видам архетипической информации.

Кроме того, в связи с тем, что основой управления населением в современном постиндустриальном обществе стала манипуляция общественным сознанием, появилось огромное количество клонов, копирующие древние традиции. Выпущено большое количество книг и статей, в которых откровенно деструктивная информация выдаётся за "божественные" откровения и древние знания [35]. Т.к. значительное число ценной архетипической информации приходится искать именно среди духовных традиций древности, то естественно возникает опасность воспользоваться продуктом опытных манипуляторов, что может иметь чрезвычайно опасные последствия при попытке применить данные "знания" на практике. Поэтому необходимо самым тщательным образом исследовать всю доступную на сегодняшний день литературу по архетипической информации и по крупицам отбирать ту весьма небольшую часть полезной информации, практическое применение которой может принести огромную пользу, как отдельному человеку, так и всему человечеству.

Введение

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 2

 

© Международный Институт Ноосферы. Евгений Файдыш, Дмитрий Рязанов. 2007.