ш а л а г р а м

Российский Фонд Трансперсональной Психологии

Международный Институт Ноосферы


Институт Ноосферных Исследований

ЗНАНИЕ

МЕСТА СИЛЫ

КУНТА ЙОГА

ГЕОМАНТИЯ

ШАМАНИЗМ

МАНИПУЛЯЦИЯ

МЕТАИСТОРИЯ

ТАЙНЫ

ИСКУССТВО

ШАЛАГРАМ

ПРИБОРЫ

СЕМИНАРЫ

г.Москва  Электронная почта shalagram@shalagram.ru

 

 

       

 

Развал СССР — естественный процесс или тщательно спланированная операция?

США — колыбель демократии, страна всеобщего благоденствия или источник тирании и мирового терроризма?

Магия и политика — метаистория и тайные связи с древними учениями

Технократическая цивилизация и общество потребления — райская жизнь или животное существование?

История возникновения человечества — взгляд в глубину веков

 

 

Технократическая цивилизация и общество потребления — райская жизнь или животное существование?

  • ...К сожалению и в наши дни ситуация не улучшилась, а возможно стала намного хуже. Возникновение однополярного мира привело к насильственному насаждению массовой культуры уже в масштабах всей планеты. Это и Макдональдсы с Пепси&Кока колой, и голливудские фильмы, практически полностью вытеснившие национальные фильмы с экранов кинотеатров и телевизоров и многое другое. Ну а самое главное происходящее с невиданной скоростью разрушение разнообразия национальных культур, традиций и формирование космополитического массового человека - покорного "винтика" глобализации. Если же говорить о нашем времени в глобальной перспективе, то большинство древних пророчеств сходятся в том, что это период доминирования темных сил (Кали юга), фаза предшествующая очередному разрушению. Ну а то что это действительно так легко убедиться посмотрев хотя бы телевизионные передачи и рекламу, активно эксплуатирующие самые низменные, животные инстинкты человека. Поэтому для нас, в данный период истории, первоочередной задачей является поддержка светлых сил и противодействие напору темного начала, прорывающегося из нижних миров...

    Источник: Файдыш Е.А. "Путеводитель по местам силы и параллельным пространствам". - М.: Парад, 2004

  • …Давайте спросим у просвещенного рационалиста: привело ли его рациональное уменьшение к желаемому контролю над материей и духом? Он с гордостью будет говорить об успехах физики и медицины, об освобождении мысли от средневековой тупости и - как благонамеренный христианин - об избавлении от боязни демонов. Тогда мы спросим его о том, к чему привели нас все наши культурные достижения. Страшный ответ находиться прямо перед нашими глазами: человек избавился от страха и мир погрузился в мрачный кошмар. Итак, рассудок потерпел фиаско и наступает то, чего мы больше всего хотели бы избежать. Человек достиг благосостояния, используя различные полезные приспособления, однако вместе с этим он поставил себя на край пропасти. Что с ним будет дальше, где он сможет остановиться? После последней мировой войны мы возлагали надежды на разум; надеемся на него и сейчас. Кроме этого, нас привлекают возможности расщепления атома; мы прочим себе наступление золотого века - это надежная гарантия тог, что омерзительное опустошение достигает неимоверных размеров. Но кто или что является причиной всего этого? Никто иной, как безобидный, хитроумный, изобретательный и благоразумный человеческий дух, который, к несчастью, просто не замечает присущего ему демонизма. Хуже того, дух делает все возможное, чтобы смотреть себе в лицо, и мы все, сломя голову, ему в этом помогаем. Небеса охраняют нас от психологии - ведь это испорченность, которая ведет к самопознанию. Лучше уж вести войны, в которых всегда можно обвинить кого-то другого; хотя никто не знает, чем все это закончится. Честно говоря, мне кажется, что предыдущие века не преувеличивали, говоря, что дух не избавился от демонизма, а человечество, развивая науку и технологию, приближает себя к опасности одержимости. И действительно, архетип духа может служить и добру, и злу, и это зависит от свободного выбора, т.е. сознания человека; добро может обратиться и во зло. Худший грех человека - его бессознательность, но ему потакают с превеликим усердием даже те, кто должен служить человечеству как его учителя. Когда же мы перестанем воспринимать человека по-варварски и со всей серьезностью начнем искать пути и средства к освобождению его от одержимости и бессознательности, и выполним тем самым наиболее важную задачу цивилизации? Неужели мы не в состоянии понять, что все идущие извне исправления и усовершенствования не касаются внутренней природы человека, и что в конечном итоге все зависит от того, есть ли в обладающем наукой и техникой человеке ответственность или нет. Христианство указало нам путь, но как свидетельствуют факты, оно проникло недостаточно глубоко. Какие глубины отчаяния должны открыться взору ответственных мировых лидеров, чтобы они, наконец, сами смогли удержаться от соблазна?...

    Источник: Юнг К.Г. "Душа и миф: шесть архетипов". Пер. с англ., К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996

  • ...Именно губительная идея о том, что в человеческую душу все приходит извне и что она рождена tabula rasa, ответственна за то ошибочное убеждение, что при нормальных обстоятельствах индивид находится в полном порядке. Ибо тогда он обращается за спасением к государству и заставляет общество платить за свою неумелость. Он думает, что, если бы еда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имели автомобили, ему бы открылся смысл существования. Это - детское недомыслие, вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющие ее неосознанной. Из-за этих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своего окружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этический кодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено. Как при таких обстоятельствах можно ожидать, что солдат будет оценивать приказ, полученный от старшего, с этической точки зрения? Он ведь еще даже не знает о том, что способен к спонтанным этическим порывам и к их осуществлению, - даже тогда, когда этого никто не видит...

    Источник: Юнг К.Г. "Душа и миф: шесть архетипов". Пер. с англ., К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996

  • ...Я изведал все удовольствия и понял, что человеку не дано чувство насыщения, потому что на смену одним желаниям приходят другие и нет им конца. Золото, скот, женщины, пища - ты стремишься получить то одно, то другое, но, когда получаешь, недолго радуешься успеху из-за того, что потом тебе нужно ещё больше золота, ещё больше скота. После тысячи лет наслаждений я жажду новых наслаждений. Я хочу покончить с этим существованием и обратиться к богу. Я хочу жить, не думая постоянно, что победа влечёт за собой поражение, приобретения - потери, а удовольствие - разочарование. Я заставлю свой разум забыть об этом, расстанусь со всем, что у меня есть, и буду жить в лесах, на лоне природы, не зная страха и желаний...

    Источник: Нарайан Р.К. "Боги, демоны и другие". Пер. с англ. Ю.С. Родман., М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975

  • ...Начнём с рассмотрения самых простых и очевидных признаков современного индустриального человека: его больше не интересуют другие люди, природа и всё живое. Его внимание всё больше и больше привлекают механическин ,неживые артефакты. Примеров тому - тьма. В нашем индустриальном мире сплошь и рядом встречаются мужчины, которые к своей автомашине питают более нежные чувства, чем к жене. Они гордятся своей моделью, они за ней ухаживают, они моют её собственноручно (даже когда достаточно богаты, чтобы заплатить за мойку). В самых разных странах многие автолюбители называют свою автомашину ласкательным именем; они уделяют машине массу внимания, прислушиваются к ней, наблюдают за её поведением и немедленно принимают меры, если обнаруживаются хоть малейшие признаки дисфункции. Разумеется машину нельзя назвать объектом сексуального интереса, но вполне можно утверждать, что это объект любви: жизнь без машины представляется человеку порой куда более невыносимой, чем жизнь без жены. Разве такая "любовь" к автомашине не убедительная примета извращения?..

    Источник: Фромм Э. "Анатомия человеческой деструктивности". Пер. и авт. вступ. ст. П.С. Гуревич - М.: Республика, 1994

  • ...Было бы и в самом деле странно, если бы кибернетический, одномерный (моноцеребральный) человек не напоминал бы нам хроническую шизофрению (в лёгкой форме). Ведь он живёт в атмосфере, которая лишь в количественном отношении чуть менее опустошённая, чем в шизогенных семьях, описанных Лейингом и другими...

    Источник: Фромм Э. "Анатомия человеческой деструктивности". Пер. и авт. вступ. ст. П.С. Гуревич - М.: Республика, 1994

  • ...Мы уже обращали внимание на тот факт, что первобытные охотники и собиратели вовсе не отличались воинственностью, кровожадностью или разрушительностью, как таковой. Мы видели также, что по мере развития цивилизации возросло не только число захватнических войн, но и их жестокость. Если бы причина войн коренилась во врождённых деструктивных импульсах, то всё было бы как раз наоборот...

    Источник: Фромм Э. "Анатомия человеческой деструктивности". Пер. и авт. вступ. ст. П.С. Гуревич - М.: Республика, 1994

  • ...Технократический фашизм неминуемо приведёт к катастрофе. Дегуманизированный человек станет настолько безумным, что окажется в конечном счёте не в состоянии поддерживать существование жизнеспособного общества, а в скором времени не сможет удержаться от самоубийственного применения ядерного или биологического оружия...

    Источник: Фромм Э. "Иметь или быть?". Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1990

  • ...Сегодня никчёмная, ограниченная потреблением жизнь - удел всего среднего класса, представители которого не обладают ни экономической, ни политической властью и в крайне слабой степени ощущают личную ответственность за что бы то ни было. В западном мире большая часть населения изведала радости и счастье потребления, и множатся ряды тех, кто вкусил этих благ и не получил удовлетворения. Люди начинают понимать, что обладание многим не делает счастливым: традиционное этическое учение было подвергнуто испытанию - и получило подтверждение на практике...

    Источник: Фромм Э. "Иметь или быть?". Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1990

  • ...Наша установка на жизнь становится всё более механической. Наша основная цель состоит в том, чтобы производить вещи, и в ходе этого поклонения вещам мы превращаем самих себя в предметы потребления. С людьми обращаются, как с номерами. Речь идёт не о том, хорошо ли обращаются с ними и хорошо ли кормят их (с вещами тоже можно обращаться хорошо), а о том, являются ли люди вещами или живыми существами. Люди находят больше удовольствия в механических аппаратах, чем в живых существах. (...) Всё это идёт рука об руку с постоянно возрастающей бюрократизацией. В гигантских центрах производства, в гигантских городах, в гигантских странах людьми управляют как вещами; люди и те, кто ими управляет превратили себя в вещи и подчиняются законам вещей. Но человек не создан вещью, он гибнет, если становится вещью, и, прежде чем это случится, он впадает в отчаяние и хочет уничтожить жизнь...

    Источник: Фромм Э. "Душа человека". Общ. ред., сост. и предисловие П.С. Гуревича - М.: Республика, 1992

  • ...Мы добились развития техники, но мы не освободили себе время. У нас есть компьютеры, факсы, сотовые телефоны, электронная почта, автоматы, экспресс-почта, автострады, реактивные самолёты, микроволновые печи, еда быстрого приготовления, фотографии, которые делаются за один час, цифровые видеокамеры, замороженные вафли, быстрое это, и быстрое то. Но у нас меньше свободеного времени, чем было тридцать лет назад. И ещё об этих мобильных телефонах. Они действительно продлевают ваше рабочее время, например, когда вы за рулём, но при этом вероятность попасть в аварию также велика, как если бы за рулём сидел откровенно пьяный водитель. И это прогресс?..

    Источник: Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нейлор "Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру". - М.: Ультра.Культура, 2003

  • ...В наше время дети эффективно используются маркетологами в качестке рычага давления на их родителей, заставляющего этих родителей совершать дорогие покупки, начиная от роскошных автомобилей и заканчивая каникулами на курортах и даже домами. (...) Впервые в человеческой истории основной объём информации, получаемый детьми, исходит от организаций, чья цель заключается в том, чтобы нечто детям продать, а не от семьи, школы, церкви...

    Источник: Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нейлор "Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру". - М.: Ультра.Культура, 2003

  • ...Фромм пишет: "В кибеpнетическую эpу личность все больше и больше подвеpжена манипуляции. Работа, потpебление, досуг человека манипулиpуются с помощью pекламы и идеологий - Скиннеp называет это "положительные стимулы". Человек утpачивает свою активную, ответственную pоль в социальном пpоцессе; становится полностью "отpегулиpованным" и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, котоpое не укладывается в общий план, создает ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем он должен быть. Если он пытается быть самим собой, то ставит под угpозу - в полицейских госудаpствах свою свободу и даже жизнь; в демокpатических обществах возможность пpодвижения или pискует потеpять pаботу и, пожалуй самое главное, рискует почувствовать себя в изоляции, лишенным коммуникации с дpугими"...

    Источник: Кара-Мурза С.Г. "Манипуляция сознанием. Учебное пособие". - М.: Алгоритм, 2004

  • ...Благодаря широкому распространению грамотности и средств массовой информации появилось множество способов, позволивших сделать воздействие культурных клише не менее эффективным, чем в полной ограничений культуре маленького племени. Современный человек ничем не защищён от воздействия почти непрерывного "шума": радио, телевидение, вывески, реклама, кино - в основном это не просветляет, а затуманивает наш разум. Мы не защищены от правдоподобной лжи, которую выдают за правду, от полной бессмыслицы, которую выдают за здравый смысл или высшую мудрость специалистов, от двусмысленных разговоров, интеллектуальной лени и нечестности, которая выступает от имени "чести" и "реализма", в зависимости от обстоятельств. Мы ощущаем превосходство над суевериями прежних поколений и так называемыми первобытными культурами и постоянно сталкиваемся с точно такими же суевериями, выдающими себя за последние научные открытия. Так удивительно ли, что пробуждение - это не только благословение, он также и проклятие? Стоит ли удивляться, что в состоянии сна, когда мы остаёмся наедине с собой и можем заглянуть в себя, освободившись от назойливого шума и бессмыслицы, которая окружает нас днём, мы становимся способны на более глубокие и истинные мысли и чувства?..

    Источник: Фромм Э. "Душа человека". Общ. ред., сост. и предисловие П.С. Гуревича - М.: Республика, 1992

  • …В нашем физическом существовании все мы находимся в чьей-то власти. Если у кого-то есть пистолет, он может убить нас или отправить в тюрьму; если кто-то контролирует средства нашего жизнеобеспечения, он может уморить нас голодом или заставить нас выполнять его приказания. Если мы хотим жить мы вынуждены подчиниться или бороться в расчёте на удачу, которая случается так редко. Именно потому, что власть решает вопрос о жизни и смерти, свободе и рабстве, она воздействует не только на тела, но и на умы. В чьих руках превосходящая сила, тот вызывает восхищение и поклонение. Он считается воплощением мудрости и добра, даже если порабощает нас, ибо мы предпочитаем "добровольно" подчиняться "хорошим" и "мудрым", нежели признать свою беспомощность в том, чтобы перестать повиноваться грешникам. Пока мы прославляем власть, мы принимаем ценности кесаря, и если мы свяжем Бога с властью, воистину мы совершим величайшее святотатство, обратив Бога в кесаря. Именно это люди и совершали на протяжении тысячелетий. Подлинно религиозный опыт признаёт существование власти, но он никогда не прославляет власть…

    Источник: Фромм Э. "Душа человека". Общ. ред., сост. и предисловие П.С. Гуревича - М.: Республика, 1992

 
   


© Евгений Файдыш. 2006.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, подбор материала, дизайн. 2006.